Мы уже неоднократно писали, что проблема дислексии в России мало кому известна. Даже многие логопеды и педагоги, которые теоретически должны знать о ней больше других специалистов, на практике оказываются бессильны помочь детям-дислексикам.
Отсюда и соответствующее отношение к таким детям: непонимание и непризнание их трудностей, обвинение в лени и симуляции своих симптомов и даже оказание на них негативного психологического воздействия.
Нередко дети-дислексики оказываются просто ненужными школе, поэтому учебное заведение старается различными способами избавиться от них: как минимум, перевести таких детей в коррекционный класс, а ещё лучше – в специальное учебное заведение.
А если ребёнок сталкивается с непониманием ещё и дома, когда он не находит поддержки у родителей, то его психоэмоциональное состояние никак нельзя назвать стабильным.
В итоге дети с дислексией часто остаются один на один со своей проблемой, что неизбежно ведёт к расшатыванию их психики, стрессам и неврозам.
Кроме того, жизнь дислексиков сопровождается различными страхами, вызванными как их психоэмоциональным состоянием, так и негативным отношением к ним окружающих.
Чего же боятся дислексики?
Один из самых сильных страхов, который в принципе свойственен многим детям, – это страх «меня не любят».
Ребёнок, который постоянно слышит оскорбления в свой адрес, в том числе и от родителей, рано или поздно начинает считать себя тем, кем его называют.
Дислексиков в России даже официальная медицина приравнивает к умственно отсталым!
Поэтому неудивительно, что детей в школе, дома часто называют «тупицами» и «дураками».
Естественно, если ребёнок постоянно слышит в свой адрес такие оскорбления, то начинает думать, что он никому не нужен и его действительно не любят. Такое отношение к самому себе приводит к неврозам, нервным срывам и расстройствам. В итоге может оказаться, что к 10 годам у ребёнка будет уже полностью расшатанная психика.
Страх ошибки
Во время письма и чтения дислексики традиционно допускают много ошибок: пропуски букв и слогов, замена букв, зачёркивания и исправления и т.д. В традиционной педагогике за ошибки принято ругать. Необходимо помнить, что дислексики от природы крайне эмоционально воспринимают и реагируют на ошибки.
Страх ошибки активизирует и без того богатое воображение дислексика: я плохо пишу, ужасно читаю, меня никто не понимает, все смеются надо мною. В результате мозг ребёнка фиксируется на ошибках, а выходом для себя видит полный отказ от чтения или письма.
В дальнейшем преодолеть этот страх очень и очень трудно: потребуется серьёзная комплексная помощь как со стороны педагога, специалиста по коррекции дислексии, так и родителей.
У меня не получится
Этот страх у детей-дислексиков закрепляется годами. Они видят, что несмотря на все свои усилия, у них много чего не получается: они не могут бегло читать, аккуратно и без ошибок писать, успевать за темпом обучения в классе и т.д.
При этом многие дислексики прилагают колоссальные усилия, чтобы хоть немного продвинуться вперёд: они часами выполняют домашнее задание, в буквальном смысле плачут над книгами и тетрадками, но результата нет.
Соответственно, когда даже с ними начинают работать специалисты, дети остаются очень зажатыми как эмоционально, так и психологически.
Именно в таком состоянии приходит большинство детей на курс коррекции в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Поэтому во время занятий очень много времени уделяется психологической работе с детьми и их родителями, так как надо показать и доказать, что дети-дислексики – абсолютно нормальные и могут учиться как все. Более того, они по своему интеллектуальному развитию часто превосходят других детей, но сначала им надо научиться контролировать свой мозг.
К чему приводят страхи и стрессы?
Из-за них, а также хронической усталости и негативных психологических установок, которые накапливаются годами, в теле и мозге возникает огромное количество зажимов и напряжений. А это является основной причиной неуверенности в собственных силах и низкой академической успеваемости в школе.
Когда же дислексик избавляется от своих страхов, принимает дислексию как возможность для раскрытия собственного потенциала, видит, каких изменений и успехов можно добиться всего за несколько недель работы над собой, то его жизнь кардинально меняется.
Если сомневаетесь в этом, то посмотрите истории успеха учеников учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, многие из которых полностью поменяли свою жизнь и отношение к ней всего за 14 дней!