Найти тему
ПроАвтобизнес

Обслуживание тормозов: важные "мелочи" против больших проблем

Редко бывает, что владелец автомобиля приезжает на СТО исключительно ради профилактической проверки тормозной системы, на всякий случай. Обычно за диагностикой обращаются при появлении конкретной неисправности либо для замены расходников — колодок или тормозных дисков. Между тем грамотная оценка состояния тормозов позволяет не только оперативно разрешить конкретную техническую проблему, но и превентивно купировать возможные в ближайшем времени неприятности с системой торможения. Такой подход, с одной стороны, экономит средства автовладельца, предотвращая затраты на более серьезный ремонт машины в будущем. С другой стороны, станция техобслуживания таким образом нарабатывает положительную репутацию среди клиентов, которая в долговременном плане обеспечивает устойчивый и расширяющийся спрос на ее услуги.

Технический специалист компании TMD Friction Денис Двали рассказывает о нюансах, связанных с диагностикой и заменой деталей тормозной системы автомобиля.

-2

Точка кипения

Регулярной проверки практически в равной степени требуют и колодки, и тормозные диски, и тормозная жидкость.

При оценке качества тормозной жидкости следует иметь в виду следующее. Если ТЖ меняли больше двух лет назад, следует произвести очередную замену, поскольку за это время тормозная жидкость набрала в себя слишком много влаги и велик риск ее вскипания при интенсивном торможении. Если двухгодичный период замены еще не истек, нужно проверить качество жидкости — измерить содержание в ней воды, опираясь на реальную температуру кипения.

Чаще всего в СТО если и занимаются подобными процедурами, то применяют для измерения так называемый «карандаш». Это удобно, но минус такого метода в том, что прибор этот оперирует косвенным параметром (электропроводностью), а не интересующей нас непосредственно температурой. В практике российского офиса TMD Friction был случай, когда один из клиентов готов был забраковать целую партию отличной фирменной тормозной жидкости, опираясь на показания такого «карандаша». И это при том, что наша компания в обязательном порядке проверяет каждую партию продукции в заводских условиях по нескольким параметрам. Поэтому состояние ТЖ надежнее оценивать с помощью тестера прямого измерения температуры.

-3

Толщина подколодная

Что касается контроля за состоянием тормозных колодок, то тут все классически: остаточная толщина фрикционной накладки не должна быть меньше двух миллиметров. Причем следует менять колодки даже в том случае, если этот параметр еще не достиг критической величины, но есть основания предполагать, что она будет достигнута раньше следующего планового осмотра тормозных механизмов.

Основной параметр, определяющий работоспособность тормозного диска — так же его толщина. Минимально допустимое значение обычно указывается в оригинальных спецификациях. Не страшно, если по каким-то причинам эта информация недоступна. Для комплектующих Textar и Nisshinbo этот параметр можно уточнить в фирменном онлайн-каталоге Brakebook.

«Дискография» по уму

Если тормозной диск тоньше положенного или скоро достигнет критичного значения, его следует заменить. И тут есть нюанс. Частенько приходится сталкиваться с тем, что текущую толщину тормозного диска меряют с помощью обычного штангенциркуля. Однако для получения объективных результатов нужно обязательно пользоваться «штангелем» со специальной конструкцией губок. Причем измерять толщину следует не в одной точке тормозного диска, а в нескольких: износ может быть неравномерным, а наша задача — определить место с наименьшей толщиной.

-4

Внимание к «мелочам»

Следует также проверить состояние иных узлов и деталей тормозной системы, в частности, суппортов. Автомеханика должна интересовать их общая исправность, чистота, состояние направляющих пальцев и резиновых уплотнений. Кроме того, стоит уделить пристальное внимание дополнительным элементам: всевозможным пластинам, пружинам и другим «второстепенным» деталям. Например, потерю упругости пружины оценить практически невозможно, а между тем из-за этого возможны появление скрипов или ускоренный износ колодок и дисков. Поэтому TMD Friction рекомендует заменять такие детали суппортов заблаговременно.

Оркестр в подвеске

При работе с тормозной системой имеет смысл оценить также состояние подвески и рулевых тяг — шаровых опор, сайлент-блоков, втулок, наконечников и т.д. Все эти узлы вкупе с тормозными механизмами, колодками и дисками составляют единую акустическую систему, каждый узел которой обладает собственной частотной характеристикой. Когда мы меняем один элемент, это может повлиять на общую «звуковую картину». К примеру, из-за «уставшего» сайлент-блока с новыми колодками при торможении появится скрип. В этом случае бессмысленно грешить на колодки — следует разобраться с проблемой в подвеске, и шум исчезнет.

Диски — под замену

Среди рекомендаций, которые нужно иметь в виду при работе с тормозами, особое внимание стоит уделить замене тормозных дисков. Тут правило такое: при замене дисков в обязательном порядке следует ставить и новые колодки, даже если у старых толщина фрикционного слоя пока не вызывает нареканий. Дело в том, что старые тормозные колодки обладают специфическим рисунком износа на рабочей поверхности, который появляется от старых дисков. Помимо ускоренного износа новой детали, это может вызвать еще и посторонние шумы и вибрации при торможении.

Избитая тема

Обязательно нужно проверить биение новых тормозных дисков. Каждый автопроизводитель рекомендует свою допустимую величину этого параметра. В этом отношении производители качественных дисков строго следуют заводским требованиям. Также следует измерить биение ступицы автомобиля, предварительно полностью очистив ее до металла. Специалисты TMD Friction считают допустимым значение биения ступицы в пределах 0,03 мм.

-5

После этого на ступицу через проставки колесными болтами закрепляется новый диск и измеряется уже его биение. У каждого автопроизводителя для него свой допуск. Специалисты Textar считают максимально возможным биение в 0,07 мм. Проверка суммарного биения диска и ступицы нужна для того, чтобы избежать возможных неприятностей с тормозами впоследствии, ведь машину с «бьющими» тормозами потом будет практически невозможно эксплуатировать. Причем проблема может возникнуть не сразу, а после нескольких тысяч километров пробега.

При этом бывает так, что и ступица укладывается в норматив по биению — а значит, не требует замены, и тормозной диск качественный, однако наложение этих параметров даёт превышение установленного предела. Порой это вынуждает брать другой диск или даже менять ступицу. Но если позволяет конструкция, можно просто переставить диск с поворотом относительно ступицы.

Развивая профессиональные навыки, персонал СТО сможет обеспечивать клиентам по-настоящему высокий уровень обслуживания, так что автовладелец получает возможность содержать свое авто в прекрасном техническом состоянии.

источник