В 2016 году Минский автозавод всерьез озадачился выпуском LCV МАЗ второго поколения – этакая «ГАЗель» по-белорусски. Проще говоря, «МАЗель». Учтя неудачный опыт с попыткой сборки в 2010-м «микриков» «Ника» с родословной из 1980-х, белорусы в этот раз подошли к проекту более взвешенно. В основу нового семейства положили вполне современный китайский LCV JAC.
Первые серийные автомобили были представлены в 2019 году. Однако буквально с первого же знакомства с ними у потенциальных покупателей возник ряд серьезных вопросов. Причем таких, решить которые одним махом не представлялось возможным…
Так, микроавтобус МАЗ 281040 получил салон, рассчитанный на 16 пассажиров. Увы, но из кузова длиной 5990 мм большего выжать не получилось. На фоне того, что все основные конкуренты предлагают версии для работы на регулярных перевозках вместимостью от 19 человек, к «МАЗели» сразу возникли претензии. Для решения проблемы нужен новый кузов, удлиненный хотя бы на метр (так в свое время делалось на Mercedes-Benz Sprinter Classic), но МАЗ пока молчит.
По факту, ставить МАЗ 281040 на маршрут в нынешнем виде – значит потенциально терять трех пассажиров за рейс. Да и перевозка людей стоя не предусмотрена. Как следствие, уделом новинки сразу стали только служебные перевозки.
Нашелся свой косяк и в цельнометаллическом фургоне (ЦМФ) МАЗ-365022. Его полная масса равна 4040 кг. Следовательно, ни о каком управлении «МАЗелью» с правами категории «B» не может быть и речи. А кому нужен фургон с размерами 5990х2098х2650 и грузоподъемностью всего 1420 кг, для управления которым нужны полноценные «грузовые» права категории «C»? И решения здесь МАЗ тоже пока не предлагает.
Естественно, большого интереса к данному ЦМФ перевозчики не проявили. И если микроавтобусы периодически встречаются на белорусских дорогах, то фургон можно встретить разве что в окрестностях МАЗа и его филиалов.
Надо отдать должное МАЗу – меры по повышению потребительского интереса они все же приняли. Была разработана и сертифицирована модификация МАЗ 281040 с уменьшенным до 9 количеством мест и сниженной до 3500 кг полной массой. Конечно, это было не кардинальное улучшение продукта, но «за неимением гербовой…» - хороший вариант. Понятное дело, на МАЗе не рассчитывали, что кто-то захочет закупать пачками здоровенные «МАЗели», чтобы возить в них всего по 9 человек. Расчет был на интерес от кузовостроителей, и он оправдался. Придворный кутюрье «МАЗ-Купава» с радостью ухватился за данную модификацию и начал ваять.
Уже в феврале 2020 года публике была представлена модель «Купава» 233150, причем в двух исполнениях.
Первый вариант – криминалистическая лаборатория. От пассажирского салона здесь осталась лишь часть: три «перевертыша» и три кресла второго ряда. Между ними - складной стол, рядом с которым предусмотрены как USB-разъемы, так и две розетки под стандартные вилки.
«Хвостовую часть» занял технический отсек. Там появился высокий шкаф для оборудования и рундук с крышкой-сиденьем. Причем, сохранилась и система индивидуальных воздуховодов, делая все пространство автомобиля функциональным в любую погоду. Доступ сюда возможен как из салона, так и через распашные двери в корме. По понятным причинам все остекление сохранилось без изменений.
Машина получилась удачной, и в декабре прошлого года по заказу МЧС Бреста на базе «Купава» 233150 был сделан автомобиль быстрого реагирования. Кроме 9 человек боевого расчета, в автомобиле имеется и минимальный набор оборудования для проведения спасательных работ.
Так как машина все же предназначена для организационных работ на месте происшествия, рабочий стол «оброс» дополнительными розетками и разъемами для подключения различных электроприборов.
Второй вариант «Купава» 233150 – чистый грузопассажирский фургон. В пассажирской части два «перевертыша» напротив сдвижной двери и три кресла второго ряда. Столик сохранился, а «розеточное» раздолье, разумеется, исчезло.
Грузовой отсек у «грузпаса» полностью изолирован от салона – доступ только снаружи. Стенки, пол, колесные арки – все укрыто рифленым железом. У заводского варианта фургона МАЗ-365022 стенки такой защиты не имеют, и если вы обратили внимание – даже у выставочного образца они уже повреждены чем-то тяжелым.
Оригинально «МАЗ-Купава» поступила со стеклами – их просто прикрыли железной «сеткой». А что, и повредить невозможно, и освещение естественное присутствует. Надо же как-то использовать тот факт, что в основе лежит не ЦМФ, а в микроавтобус.
На данный момент «МАЗ-Купава» предлагает два варианта грузопассажирской версии. Кроме вышеописанного 8-местного автомобиля есть еще и 5-местный.
Стенка грузового отсека у данной машины придвинута вплотную к сдвижной двери, напротив которой осталось всего два места. В результате получился достаточно вместительный грузовой отсек. И благодаря сохранившемуся остеклению и воздуховодам он позволяет не только возить товар, но и обустраивать рабочее место. Одну мобильную мастерскую на базе данной модификации завод уже изготовил.
Нельзя обойти стороной и варианты, выполненные путем полного изменения внутренностей микроавтобуса.
В принципе, их не много. На канале есть описание автомобиля скорой медицинской помощи «Купава» 293170 и микроавтобуса МАЗ 281040 с VIP-салоном.
Совсем недавно к ним прибавился еще и ритуальный автомобиль. Катафалк имеет отделенную от пассажирского отсека кабину и салон, рассчитанный на 6 человек, сопровождающих покойного.
А что же ЦМФ? Осталось на их долю хоть что-то интересное? Не поверите, но да! «МАЗ-Купава» сделал из МАЗ-365022 изотермический фургон. Модель «Купава» 373100 получила начинку грузового отсека в виде сэндвич-панелей с утеплителем из пенополиуретана с обшивкой стен и крыши стеклонаполненным пластиком. Вместо привычного пола «изотерма» может похвастаться «слоенкой» из пенополиуретановой основы с наклеенной на нее 9-милиметровой влагостойкой фанерой, покрытой полиуретановой заливкой.
Доступ внутрь отсека теперь только через задние «ворота», за которыми скрыта одностворчатая «калитка», обеспечивающая хорошую герметизацию. А вот сдвижная дверь превратилась в бутафорию. Впрочем, судя по характерной выштамповке, вариант с дополнительной боковой дверью уже проработан.
И напоследок, завод «Брестмаш» летом прошлого года сообщил, что начал сборку самостоятельной модели «Брестмаш-343001». Автомобиль представляет собой грузопассажирскую версию с 9-местным салоном и отдельным грузовым отсеком. Благодаря тому, что его полная масса официально снижена до 3500 кг – это еще одна «МАЗель», которой можно управлять с правами категории «B».
Однако данный проект оставляет некоторые вопросы. Например, с учетом того, что «грузпас» построен на базе фургона МАЗ-365022, не совсем непонятно, где его можно эффективно использовать? Ведь снаряженная масса «исходника» равна 2620 кг, следовательно, вес груза и всех пассажиров «Брестмаш-343001» не может превышать 880 кг. А 8 человек по нормативам весят не менее 560 кг. Получается «воздуховоз»? Может, лучше предлагать готовые решения, как это делает «МАЗ-Купава»?
К слову, мне не удалось найти в интернете вменяемых фотографий «Брестмаш-343001». Так что, если у кого-то они есть – разместите в комментариях, буду благодарен…