Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый гидросамолёт ОКБ Туполева и вертолёт на сжатом воздухе от Fiat. «День в истории авиации» №57 (25 — 31 января)

Оглавление

Приветствую, читатель! Начинается последний месяц зимы и в эфире снова дайджест «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый гидросамолёт Туполева, реплика P-51 Mustang, транспортник с крылом большого удлинения и много другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

25 января

25 января 1983 года — первый полёт лёгкого спортивного самолёта Jurca MJ-77 "Gnatsum". /Франция/

Один из лучших истребителей Второй мировой войны North American P-51 Mustang был повторён в масштабных и полноразмерных репликах. Одной из них был Jurca MJ-77 "Gnatsum" (палиндром от "mustang") от конструктора Марселя Юрка (Marcel Jurca), известного своими самолётами для домашней сборки.

MJ-77 стал развитием другой реплики "Мустанга" — MJ-7. От предшественника отличался прежде всего размерами (масштаб 3/4 против 2/3 у MJ-7) и мощностью двигателей (250-600 л.с. против 200 л.с.) В остальном — низкоплан с убирающимся шасси, как и P-51 Mustang. Существовали реплики как P-51A, так и P-51D.

Самолёт не выпускался серийно, а продавался в виде чертежей для самостоятельной постройки. Энтузиастами по всему миру было построено свыше 25 единиц MJ-77 "Gnatsum". Некоторые из них летают до сих пор.

26 января

26 января 1961 года — первый полёт многоцелевого вертолёта Fiat 7002. /Италия/

В начале 1960-х годов правительство Италии заключило контракт с Fiat Aviazione на постройку транспортного вертолёта. Планировалось использовать его как для перевозки пассажиров, так и в армии — в качестве десантного и санитарного. В результате появился один из самых самобытных вертолётов в истории авиации — Fiat 7002.

У Fiat 7002 был нетипичный для вертолёта фюзеляж, больше похожий на минивэн. В нём могло разместиться до 5 пассажиров, а со снятыми дверями он становился десантным. Несущий винт приводился в движение сжатым воздухом из сопел на концах лопастей. За нагнетание воздуха отвечал турбогенератор Fiat 4700. Рулевой винт находился в кольце на хвостовой балке. Крейсерская скорость — 135 км/ч, дальность полёта — 300 км.

Испытания показали невыразительные характеристики вертолёта. Правительство отменило контракт и проект свернули. Fiat 7002 остался построенным в единственном экземпляре.

27 января

27 января 1953 года — первый полёт транспортного самолёта Hurel-Dubois HD.31. /Франция/

Конструктор Морис Хюрель (Maurice Hurel) во второй половине 1940-х годов предложил свою конструкцию крыла большого удлинения. В 1947 году он вместе с инженером Жаком Дюбуа (Jacques Dubois) основали компанию Société de construction des avions Hurel-Dubois. Вскоре правительство Франции заказало постройку транспортного самолёта с таким крылом. Проект получил обозначение HD.31.

HD.31 был подкосным высокопланом с размахом крыла в 45,30 м, двухкилевым хвостовым оперением и неубирающимся шасси. Оснащался 2 × двигателями Wright R-1300-CB7A1 Cyclone. Крейсерская скорость — 230 км/ч, дальность полёта — 2000 км. Мог взять на борт до 36 пассажиров или груз.

Хотя по результатам испытаний авиакомпания Air France оформила предзаказ на 24 самолёта, контракт не был подписан и серийно HD.31 не производился. Единственный построенный прототип стал основой для более успешных проектов — HD.32 и HD.34.

28 января

28 января 1917 года — первый полёт самолёта поддержки войск Junkers J.I (он же Junkers J 4). /Германия/

В 1916 году Инспекция военно-воздушных сил Германии выпустила техзадание на т.н. «пехотный самолёт» для одновременного выполнения задач по разведке и штурмовке наземных целей. Главным требованием было бронирование двигателя и экипажа. По этой спецификации компания Junkers разработала самолёт J.I.

J.I был выполнен по схеме полутороплана из стали и дюралюминия. Кабины пилота и стрелка-наблюдателя, двигатель, топливные баки и радиостанция защищала 5-мм броня. Двигатель Benz Bz.IV позволял развить скорость до 155 км/ч при дальности полёта в 310 км. Вооружение — 7,92-мм пулемёт Parabellum MG14.

Несмотря на то, что обшивку хвостовой части в итоге заменили на полотно, J.I считается первым серийным цельнометаллическим самолётом. Всего выпустили 227 этих штурмовиков-разведчиков. Единственный сохранившийся J.I находится в Национальном авиационном музее в Оттаве, Канада.

29 января

29 января 1932 года — первый полёт лёгкого транспортного самолёта de Havilland DH.83 Fox Moth. /Великобритания/

В начале 1930-х годов появился спрос на небольшие и надёжные пассажирские самолёты. На него отреагировала компания de Havilland Aircraft. Воспользовавшись своим опытом с успешным учебно-тренировочным DH.82 Tiger Moth, она разработала новый самолёт DH.83 Fox Moth.

В основу DH.83 легло много частей от Tiger Moth — крылья, хвостовое оперение, шасси. Спроектировали новый деревянный фюзеляж с открытой кабиной пилота и закрытой кабиной на 3-4 пассажира. Fox Moth оснащался двигателем de Havilland Gipsy III. Крейсерская скорость — 146 км/ч, дальность полёта — 684 км. Кроме колёсного шасси, была возможность установить поплавки или лыжи.

Выпустили 154 единицы DH.83 Fox Moth (в том числе и 53 единицы в Канаде после Второй мировой войны). Самолёт ценился владельцами за хорошие лётные качества, надёжность и неприхотливость. На сегодня сохранилось 10 Fox Moth в лётном состоянии.

30 января

30 января 1931 года — первый полёт разведывательной летающей лодки МДР-2 (она же АНТ-8). /СССР/

В рамках программы постройки гидросамолётов для нужд ВМФ СССР, принятой в 1923-25 годах, были описаны требования к дальнему морскому разведчику, т.н. «разведчику открытого моря». По этим требованиям в авиационном отделе ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева начали работу над проектом МДР-2. Для туполевцев этот проект стал первым гидросамолётов, который они сконструировали.

Гидросамолёт МДР-2 представлял собой цельнометаллическую летающую лодку-высокоплан с двумя поплавками. 2 × двигателя BMW VI с толкающими винтами устанавливались над крылом. Максимальная скорость — 186 км/ч, дальность полёта — 1062 км. Экипаж состоял из 5 человек. Вооружение — 5 × 7,62-мм пулемётов ДА + до 900 кг бомб.

Хотя на испытания лодка и показала хорошие лётные характеристики, в серийное производство её не запустили. Причины в долгом сроке разработки и появление нового, более перспективного, гидросамолёта МДР-3. В 1932 году проект свернули, успев построить лишь 1 прототип МДР-2.

31 января

31 января 1944 года — первый полёт пикирующего бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.93. /Италия/

К середине 1943 года ВВС Италии остро нуждались в пикирующем бомбардировщике. Для удовлетворения этой потребности конструкторы компании Savoia-Marchetti во главе с Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti) начали проект SM.93. Он должен был стать заменой для немецкого Junkers Ju 87 "Stuka".

SM.93 был низкопланом с убирающимся шасси. Выполнен полностью из дерева и полотна — сказалась нехватка дюралюминия. Двигатель Daimler-Benz DB 605A позволял развить скорость до 580 км/ч. Дальность полёта — 1600 км. Вооружение — 1 × 20-мм пушка MG 151/20, 3 × 12,7-мм пулемёта Breda-SAFAT и 1451 кг бомб. Экипаж состоял из 2 человек, причём пилот не сидел, а лежал на наклонном ложе лицом вперёд.

После первого полёта самолёт реквизировали немцы. Испытания продолжились, но наступление союзников не позволило их закончить. Несмотря на хорошие лётные характеристики, SM.93 построили в 1 экземпляре.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории