2020 год стал первым в истории компании Tesla, который она официально закончила с прибылью. А именно - было заработано 721 миллиона долларов. В отдельные кварталы Tesla получала прибыль и раньше, но по итогам года прежде всегда были убытки.
Однако аналитики тут же заметили один важный нюанс. Из всех доходов компании, более 1,5 миллиардов пришлось от... других автопроизводителей. Дело в том, что в разных странах сейчас вводятся квоты на продажу экологических машин. Если ты продаешь их меньше, то обязан платить большие штрафы.
Однако вместо оплаты штрафов любой другой автопроизводитель может обратиться к "Тесле" и попросить "приписать" результаты продаж ее электромобилей к своим. Тем самым квота будет выполнена, а штрафы платить не придется. Зато придется заплатить "Тесле", но тут уж по договоренности.
Так вот, именно на продаже таких прав "приписывать" свои электрокары к результатам других компаний Tesla заработала в прошлом году 1 миллиард 580 миллионов долларов. Вычитаем эту сумму из прибыли в 721 миллион и получаем примерно 860 миллионов долларов чистого убытка от остальной деятельности, то есть от производства и продажи электромобилей.
Так что же, выходит, что Tesla живет только за счет всего остального автопрома, а сама по себе остается глубоко убыточной? Не совсем так. Сейчас Tesla как никто другой тратится на строительство новых заводов. Строятся заводы Техасе и Берлине, достраивается завод в Шанхае, перестраивается предприятие в Калифорнии, над которым возводят второй этаж.
Именно расходы на все это строительство, а также на разработку новых моделей и съедают весь доход от продаж электромобилей. В ближайшие годы Tesla потратит на свое развитие более 12 миллиардов долларов. Это сравнимо только с тратами концернов General Motors и Volkswagen.
И главное, деньги у Tesla теперь есть. Благодаря успешном дополнительным размещениям акций на счету автокомпании скопилось более 19 миллиардов долларов, которые и будут потрачены на развитие.