Мы часто можем слышать про приобретение имущества и транспорта в частности в лизинг, о лизинге много сказано, но мало где можно встретить информацию на простом и доступном языке о плюсах и минусах приобретения автомобиля в лизинг для юридических и физических лиц. Попробуем взвесить все за и против приобретения транспорта в лизинг.
Что такое лизинг?
В двух словах, лизинг - это долгосрочная аренда собственности с последующим ее выкупом. Или без него. В зависимости от вида лизингового договора. При финансовом лизинге - мы выкупаем собственность по окончанию договора, при оперативном - возвращаем.
Естественно, стоимость автомобиля по окончанию лизингового договора должна быть четко прописана в договоре, чтобы, так сказать, не было никаких сюрпризов.
Пока договор лизинга в силе и имущество не выкуплено, оно принадлежит лизингодателю (банку или лизинговой компании). В этом и заключается основное отличие лизинга от кредита. У лизинга так же есть процентная ставка, которая, зачастую, ниже, чем у автокредита.
Разумеется, лизингодатель не может просто так забрать имущество у лизингополучателя (того, кто это имущество арендовал на условиях договора лизинга), но в случае каких-либо проблем у лизингодателя, к примеру, его банкротства или другого случая, когда наступит его ответственность, отвечать он будет своим имуществом, которое находится в лизинге у нас. И нам придется его вернуть. Поэтому необходимо заключать договор лизинга с крупными, проверенными лизинговыми компаниями или надежными банками.
Чем выгоден лизинг для юридических лиц? Плюсы и минусы лизинга для юрлиц
Плюсы:
Для юридических лиц здесь очень много преференций. Одно из самых главных - это скидка на автомобили. Обычно, юридические лица берут в лизинг не один автомобиль, а сразу целый автопарк. Для корпоративных клиентов у лизинговой компании всегда предусмотрены скидки, которые она, в свою очередь, получает у автомобильного дилера (или же автомобильный дилер сам выступает в качестве лизингодателя и предоставляет скидку). Размер такой скидки может составлять 10, 15 процентов или даже 20 процентов на автомобили премиум сегмента (на них очень большая маржа при продаже, поэтому и скидка выше).
Еще одним большим плюсом является налоговая выгода, которую может для себя извлечь ИП или организация при приобретении автомобиля в лизинг. Приобретая автомобиль по договору лизинга мы значительно уменьшаем налог на прибыль, так как амортизация такого ТС происходит ускоренно, по коэффициенту 3, а лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость. Кроме того, так как лизинговые услуги облагаются НДС, поэтому мы можем поставить НДС с лизинговых платежей к зачету.
Многие еще относят к положительным моментам то, что во время действия договора лизинга, лизингополучатель не платит транспортный налог за автомобиль, так как тот не находится в его собственности. Но это ошибочно, так как транспортный налог полностью включен в лизинговые платежи, так что, де-факто, мы его все же платим.
Большим плюсом может являться получение в оперативный лизинг автомобилей для такси. Выглядит это так: мы берем автопарк в лизинг, по истечению договора на который, мы автомобили возвращаем. Если договор не будет содержать условий очень дорого ТО, КАСКО, а так же высокой процентной ставки, то за период пользования машинами мы будем получать доход от их эксплуатации, а в последствии, нам не придется оставлять у себя ТС, и заботиться о их дальнейшей реализации.
Минусы:
На этом, в общем-то, положительные моменты и заканчиваются. Начинаются отрицательные. А именно:
Так как у лизинга, как и у автокредита, тоже есть процентная ставка, нам придется так же платить проценты за пользование ТС по договору лизинга. Но процентная ставка для юрлиц гораздо ниже, чем при автокредите.
Весь период договора лизинга автомобиль должен быть застрахован по КАСКО. И это не дешево. Если скидка на автомобиль не перекрывает затрат на КАСКО, то заключать лизинговый договор может быть и не выгодно.
Автомобиль, до момента его выкупа (если таковой предусмотрен) принадлежит лизингодателю. Он обязывает нас проходить ТО и отчитываться о его проведении. Если лизингодатель - автомобильный дилер, то проходить ТО мы будет в его СЦ и это будет очень не дешево. При невыполнении условий лизингового договора, к примеру, при непрохождении ТО, мы будем выплачивать неустойку за нарушение пунктов договора. Если мы жестко нарушим условия, то можем не только заплатить большую неустойку, но и лишиться ТС.
Иногда случается так, что автомобиль или даже несколько автомобилей, взятых в лизинг, оказываются крайне некачественными. При чем некачественными настолько, что их эксплуатация попросту невозможна, а ремонт - нецелесообразен. Да, такое может произойти даже с новым авто премиального бренда. В такой ситуации усложняется процедура гарантийного ремонта, а возврат автомобиля как некачественного - попросту невозможен, так как, нам он, по сути, не принадлежит. Иногда складывается ситуация, когда организация платит лизинг за автомобиль, который не эксплуатируется, а затем ей предстоит выкупить неисправный автомобиль по стоимости исправного. Разорвать такой договор лизинга можно только через суд. Но суд далеко не всегда встает на сторону лизингополучателя.
Плюсы и минусы лизинга для физических лиц
С 2010 года лизингополучателем могут быть и физические лица, то есть, заключать договор лизинга можно и с физлицами. Частное лицо может взять авто в лизинг, но почему-то этот вид приобретения в собственность автомобилей не очень-то развит. Почему же так? Давайте разберемся.
Минусы:
Условия. Есть множество мелких лизинговых компаний, которые готовы дать физическому лицу авто в лизинг, но на не самых выгодных условиях. Процентная ставка будет явно не ниже банковской. При этом скидки, которую получают корпоративные клиенты, физическое лицо не получит. Не получит физическое лицо и какой-либо налоговой выгоды, просто потому что он никак не сможет перенести амортизацию ТС на расходы, да и вычесть НДС из от лизинговых услуг ему не удастся. Про транспортный налог уже озвучили - он закладывается в тело платежа по лизингу.
Весь период действия лизингового договора на автомобиль должна быть оформлена страховка КАСКО. Это не дешево, а учитывая, что на корпоративную скидку физлицу рассчитывать не приходится, вряд ли такой способ приобретения автомобиля может быть выгодным.
Если автомобиль окажется некачественным, физическое лицо никак не сможет защитить себя, ибо положения Закона о защите прав потребителей здесь совсем не применимы. Автомобиль попросту не принадлежит физлицу. Разорвать договор лизинга будет так же сложно, как и организации.
Лизингодатель обяжет физлицо проходить ТО и отчитываться о его прохождении. Часто, согласно договора, ТО проводится в определенных СЦ, и стоит там очень дорого. Так как ТС принадлежит лизингодателю, физлицо не имеет на него никаких прав. Не может ни продать его, ни даже дооборудовать чем-либо. Любые изменения, которые внесет физлицо в ТС (не обязательно в конструкцию) могут быть признанны нарушением договора и повлекут за собой уплату неустойки, а то и возврат ТС.
Плюсы:
Сложно выделить их для физического лица из финансового лизинга. Но они могут быть при оперативном лизинге. Какие? Давайте рассмотрим.
Здесь на ум опять же приходит такси. Если условия лизингового договора не будут слишком жесткими, и доход от деятельности будет превышать расходы на платежи по лизингу, то физлицо сможет работать и получать доход, а по окончанию срока договора ему не придется выкупать автомобиль и сталкиваться с его последующей реализацией. Но в некоторых случаях гораздо выгоднее брать автомобиль в краткосрочную аренду.
Авто в лизинге останется в пользовании у того, с кем был оформлен договор лизинга и в случае развода супругов. Данное имущество не будет подлежать разделению, так как в собственности супругов не является.
Следует отметить, что на смену оперативному лизингу приходят автомобили по подписке, например, по программе Hyundai Mobility. Данная программа более лояльна к потребителю, а так же более гибка - она предоставляет возможность выбирать срок аренды, а так же решать самому, приобретать ли автомобиль по окончанию подписки, либо же вернуть его компании.