Веломузей представляет вашему вниманию довольно характерный для своего времени мужской дорожный велосипед, изготовленный в 1928 году известной германской компанией Brennabor-Werke в городе Бранденбург-на-Хафеле и сохранившийся в прекрасном для своего почти векового возраста состоянии.
Велосипед люксовой модели, имеет богатый декор и много никелированных деталей. Интересен факт, что этот первоклассный немецкий велосипед был продан через магазин некоего Фишера в дальневосточном Харбине, о чем свидетельствует дополнительная табличка на раме и звонок с художественно оформленной крышкой! Велосипед приобретен мной для коллекции Веломузея в Туле, куда попал в 1945 году, привезенный офицером, участвовавшим в войне с Японией. Эксплуатировалась веломашина аккуратно и хранилась очевидно в квартире, о чем свидетельствует хорошая сохранность окраски и вполне функциональная оригинальная резина 1930-х годов. На седле закреплен тульский регистрационный номерной знак на 1961 год.
Здесь можно прочитать про другой велосипед марки Brennabor из коллекции Веломузея - с несколько комичной историей его приобретения:
История германской компании Brennabor весьма интересна и важна для истории не только велосипедной техники, но и мотоциклов, а также автомобилей. Компания имеет давнюю историю, изобилующую крутыми сюжетными поворотами. Начало истории относится к 1835 году, когда Эдуард Райхштайн в Бранденбурге-на-Хафеле основал компанию «Gründer Eduard Reichstein». Специальностью Эдуарда Райхштайна было плетение корзин из ивового прута. Дело шло шатко ни валко. После смерти отца, его дело унаследовали сыновья - Адольф, Герман и Карл и Райхштайны. Братья решили расширить бизнес и в апреле 1871 года начали производство детских колясок, имевших плетеные из прута кузовки и металлические рамы с колесами. Чтобы не зависеть от поставщиков корзинщики организовали дополнительно механические, столярные и кузнечные мастерские. Коляски имели хороший спрос, что позволило значительно расширить дело и спустя три года на фабрике работало уже около 300 человек. В 1874-м году компания получила имя «Gebrüder Reichstein». В 1882-м владельцы решают попробовать производить новинку – высококолесные велосипеды, стремительно входившие в моду. Первоначально велосипеды собирались из английский частей, но постепенно на фабрике было освоено производство полного цикла. Велосипеды продавались под разными торговыми марками, но в 1892 году появилось название Brennabor, ставшее основной торговой маркой, а со временем – и названием фирмы. Что обозначает это слово? Считается, что Бреннабор – это древнее славянское название поселения, из которого позднее вырос город Бранденбург, однако никаких документальных подтверждений этой легенды нет. В 1896 году компания получает новое наименование: Brennabor-Werke Gebr. Reichstein Brandenburg/Havel. Фабрика стремительно разрастается, владельцы пробуют осваивать новую продукцию, в результате чего в 1901 году начато производство мотоциклов, а с 1903 года – на заказ изготавливаются моторные трициклы и автомобили. В 1908 году на фабрике началось серийное производство автомобилей. Фирма содержала собственную гоночную команду, добившуюся немалых успехов в автоспорте.
Однако основным продуктом компании остаются детские коляски и велосипеды, при этом Brennabor-Werke вплоть до конца 1930-х годов является одним из крупнейших производителей такой продукции в Европе.
В годы Первой Мировой Войны автомобили не производились, а производство мотоциклов было свернуто в 1916 году. После окончания войны автомобильное производство было возобновлено и развивалось настолько успешно, что в середине 1920-х годов компания числилась крупнейшим производителей автомашин в Германии, лишь в 1927-м уступив первенство фирме Opel. С 1923 года было внедрено конвейерное производство. Экономический спад конца 1920-х сильно ударил по компании. В 1932 году семейное предприятие было преобразована в акционерное общество Brennabor-Werke AG, а в 1933-м решено прекратить производство автомобилей, сосредоточившись на традиционном изготовлении велосипедов и детских колясок. С 1930 по 1942 год Brennabor-Werke производил легкие мотоциклы с покупными моторами фирмы Fichtel & Sachs, а с 1939 года также и с собственными двигателями. После прихода Гитлера к власти и начала интенсивной милитаризации страны, завод берется за военные заказы, в частности за производство боеприпасов, а в 1936-м году открывает дочернее предприятие Havelwerke GmbH, которое занимается производством продукции для Вермахта. В годы Второй Мировой заводы производили военную продукцию, в том числе 20-миллиметровые зенитные орудия FlaK 38. Производство велосипедов (в том числе складных моделей для десантников), продолжалось до начала 1945 года. После капитуляции Германии сильно пострадавший от бомбардировок союзнической авиации завод Brennabor-Werke оказался в Советской Оккупационной Зоне. Как предприятие, производившее продукцию военного назначения он подлежал конфискации и демонтажу. Оборудование велопроизводства частично было вывезено в СССР, попав на Минский и Харьковский велосипедные заводы, где успешно эксплуатировалось еще многие годы. В корпусах и на территории предприятия был создан тракторный завод Brandenburger Traktorenwerk, который производил колесные и гусеничные тягачи до 1964 года.