Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор германского дорожного велосипеда Brennabor 1928 года, привезенного советским офицером после войны с Японией в 1945-м.

Веломузей представляет вашему вниманию довольно характерный для своего времени мужской дорожный велосипед, изготовленный в 1928 году известной германской компанией Brennabor-Werke в городе Бранденбург-на-Хафеле и сохранившийся в прекрасном для своего почти векового возраста состоянии.

Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед люксовой модели, имеет богатый декор и много никелированных деталей. Интересен факт, что этот первоклассный немецкий велосипед был продан через магазин некоего Фишера в дальневосточном Харбине, о чем свидетельствует дополнительная табличка на раме и звонок с художественно оформленной крышкой! Велосипед приобретен мной для коллекции Веломузея в Туле, куда попал в 1945 году, привезенный офицером, участвовавшим в войне с Японией. Эксплуатировалась веломашина аккуратно и хранилась очевидно в квартире, о чем свидетельствует хорошая сохранность окраски и вполне функциональная оригинальная резина 1930-х годов. На седле закреплен тульский регистрационный номерной знак на 1961 год.

Здесь можно прочитать про другой велосипед марки Brennabor из коллекции Веломузея - с несколько комичной историей его приобретения:

Эмблема фабрики Brennabor из Бранденбурга, а также табличка  магазина Фишера в Харбине. Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Эмблема фабрики Brennabor из Бранденбурга, а также табличка магазина Фишера в Харбине. Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Звонок с рекламой магазина Фишера в Харбине. Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Звонок с рекламой магазина Фишера в Харбине. Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Регистрационный номерной знак, выданный в Туле в 1961 году. Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Регистрационный номерной знак, выданный в Туле в 1961 году. Немецкий дорожный велосипед Brennabor 1928 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

История германской компании Brennabor весьма интересна и важна для истории не только велосипедной техники, но и мотоциклов, а также автомобилей. Компания имеет давнюю историю, изобилующую крутыми сюжетными поворотами. Начало истории относится к 1835 году, когда Эдуард Райхштайн в Бранденбурге-на-Хафеле основал компанию «Gründer Eduard Reichstein». Специальностью Эдуарда Райхштайна было плетение корзин из ивового прута. Дело шло шатко ни валко. После смерти отца, его дело унаследовали сыновья - Адольф, Герман и Карл и Райхштайны. Братья решили расширить бизнес и в апреле 1871 года начали производство детских колясок, имевших плетеные из прута кузовки и металлические рамы с колесами. Чтобы не зависеть от поставщиков корзинщики организовали дополнительно механические, столярные и кузнечные мастерские. Коляски имели хороший спрос, что позволило значительно расширить дело и спустя три года на фабрике работало уже около 300 человек. В 1874-м году компания получила имя «Gebrüder Reichstein». В 1882-м владельцы решают попробовать производить новинку – высококолесные велосипеды, стремительно входившие в моду. Первоначально велосипеды собирались из английский частей, но постепенно на фабрике было освоено производство полного цикла. Велосипеды продавались под разными торговыми марками, но в 1892 году появилось название Brennabor, ставшее основной торговой маркой, а со временем – и названием фирмы. Что обозначает это слово? Считается, что Бреннабор – это древнее славянское название поселения, из которого позднее вырос город Бранденбург, однако никаких документальных подтверждений этой легенды нет. В 1896 году компания получает новое наименование: Brennabor-Werke Gebr. Reichstein Brandenburg/Havel. Фабрика стремительно разрастается, владельцы пробуют осваивать новую продукцию, в результате чего в 1901 году начато производство мотоциклов, а с 1903 года – на заказ изготавливаются моторные трициклы и автомобили. В 1908 году на фабрике началось серийное производство автомобилей. Фирма содержала собственную гоночную команду, добившуюся немалых успехов в автоспорте.

Однако основным продуктом компании остаются детские коляски и велосипеды, при этом Brennabor-Werke вплоть до конца 1930-х годов является одним из крупнейших производителей такой продукции в Европе.

В годы Первой Мировой Войны автомобили не производились, а производство мотоциклов было свернуто в 1916 году. После окончания войны автомобильное производство было возобновлено и развивалось настолько успешно, что в середине 1920-х годов компания числилась крупнейшим производителей автомашин в Германии, лишь в 1927-м уступив первенство фирме Opel. С 1923 года было внедрено конвейерное производство. Экономический спад конца 1920-х сильно ударил по компании. В 1932 году семейное предприятие было преобразована в акционерное общество Brennabor-Werke AG, а в 1933-м решено прекратить производство автомобилей, сосредоточившись на традиционном изготовлении велосипедов и детских колясок. С 1930 по 1942 год Brennabor-Werke производил легкие мотоциклы с покупными моторами фирмы Fichtel & Sachs, а с 1939 года также и с собственными двигателями. После прихода Гитлера к власти и начала интенсивной милитаризации страны, завод берется за военные заказы, в частности за производство боеприпасов, а в 1936-м году открывает дочернее предприятие Havelwerke GmbH, которое занимается производством продукции для Вермахта. В годы Второй Мировой заводы производили военную продукцию, в том числе 20-миллиметровые зенитные орудия FlaK 38. Производство велосипедов (в том числе складных моделей для десантников), продолжалось до начала 1945 года. После капитуляции Германии сильно пострадавший от бомбардировок союзнической авиации завод Brennabor-Werke оказался в Советской Оккупационной Зоне. Как предприятие, производившее продукцию военного назначения он подлежал конфискации и демонтажу. Оборудование велопроизводства частично было вывезено в СССР, попав на Минский и Харьковский велосипедные заводы, где успешно эксплуатировалось еще многие годы. В корпусах и на территории предприятия был создан тракторный завод Brandenburger Traktorenwerk, который производил колесные и гусеничные тягачи до 1964 года.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Рекламный проспект велосипедов Brennabor на сезон 1908 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипедов Brennabor на сезон 1908 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.