Найти в Дзене
Дестрой

Что осталось от последнего колёсного парохода Краснознамённой Амурской флотилии: Затонувший колёсный буксир "Кема"

Сегодня мы расскажем про последний хоть как-то доступный колёсный пароход когда-то существовавшей Краснознамённой Амурской флотилии, затонувший в начале 2000-х гг. у причала в Осиповском затоне, где и базировалась флотилия.

Этим пароходом является паровой колёсный буксир "РЧБ-3" проекта СБ-48, изначально носивший название "Кема".

Прижизненная фотография буксира, найденная на Цусимских форумах.
Прижизненная фотография буксира, найденная на Цусимских форумах.

В интернете во множестве слизанных под копирку источников можно найти информацию, что буксир "Кема" построен в 1938 г. без каких-либо ссылок на первоисточники.

Но вот информация из действительно авторитетного источника, коим является Реестр водного транспорта, можно прочитать, что буксир этот был построен в 1942 г., а в 1938 г. был построен совершенно другой буксир этого же проекта с названием "Байкал", который был приписан к Комсомольску-на-Амуре и был списан в конце 1967 г., а затем утилизирован.

Буксир начали строить в УССР под строительным номером 28 на судостроительном заводе №302 "Ленинская Кузница" в г. Киев по разработанному в его же центральном конструкторском бюро проекту СБ-48, а достраивался он уже в Забайкальском крае на Сретенском судостроительном заводе №369 в посёлке Кокуй.

В 1942 г. судно водоизмещением 480 тонн судно получило своё первой название "Кема" и перешло в ведение Пограничных войск с припиской к Морским Частям Пограничных Войск СССР. Если верить интернету, первым капитаном судна стал А. З. Плаксин.

Уже вскоре буксир был переподчинён Краснознамённой Амурской Флотилии ВМФ СССР, а в 1945 г. принял участие в советской наступательной операции в войне с милитаристской Японией, перевозя морской десант.

К слову изначально буксир работал на угле, а в 1950-х гг. он прошёл модернизацию и был переведён на мазут.

01.12.1955 г. буксир сменил название на "РЧБ-3" и стал принадлежать Тихоокеанскому флоту ВМФ СССР с припиской к ВМФ СССР.

В интернете можно найти информацию, что в том же году буксир использовался при затонувшего парохода "Менжинский" в районе села Троицкое, а также затонувшей баржи "Грузия" под г. Комсомольск-на-Амуре. Насколько эта информация верна мы не знаем т.к. никаких первоисточников нигде не указано, а помимо "Кемы" к Хабаровску было приписано ещё пять таких же буксиров+один в самом Комсомольске-на-Амуре.

Вообще всего в реестре водного транспорта указано 11 буксиров данного проекта и все они эксплуатировались на реке Амур.

В те годы буксир использовался для буксировки к Амурскому лиману новых судов, построенных на местных судостроительных заводах.

07. 05.1965 г. после реорганизации он стал принадлежать уже Краснознамённому Тихоокеанскому флоту ВМФ СССР.

После распада союза, т.к. оный прекратил своё существование началась новая реорганизация флота и 26.07.1992 г. буксир сменил приписку на ВМФ России.

На выложенном пользователем Ingvar7642 в интернете фото 1994 г. буксир "РЧБ-3" принимает участие в параде.
На выложенном пользователем Ingvar7642 в интернете фото 1994 г. буксир "РЧБ-3" принимает участие в параде.

25.11.1994 г. буксир вновь сменил название на "РСО-52" и стал принадлежать Пограничной службе с припиской к Береговой охране России, но постоянно находился в Осиповском затоне.

18.10.2000 г. буксиру вернули старое название "РЧБ-3" и он попал в собственность Администрации Хабаровского края с припиской к Хабаровску и встал на свой последний причал у пирса в Осиповском затоне.

-4

За время простоя он был полностью разграблен, а спустя около трёх лет затонул у берега, разлив в воду несколько сотен кг мазута, изрядно загрязнив акваторию затона.

-5

С тех пор в низкую воду и зимой, можно наблюдать его палубную надстройку и рубку, торчащие из воды или льда.

Фотография с более низким уровнем воды, найденная в реестре водного транспорта за авторством GM Michel.
Фотография с более низким уровнем воды, найденная в реестре водного транспорта за авторством GM Michel.

Здесь видно получше форму корпуса судна.

-7

Вот мы и на месте. С виду кажется, что надо льдом торчит маленькая надстройка, но внутри она гораздо больше чем кажется, к тому же частично доступно котельно-машинное отделение с котлами.

-8

Корпус судна сварной, а палубные надстройки не смотря на свой солидный возраст, были выполнены из металла, а не из дерева.

-9

Давайте сначала поднимемся в рубку капитана.

-10

Сколько она пережила, сколько раз погружалась полностью в воду во время сезонных колебаний воды и наводнений, а всё ещё стоит.

-11

Правда внутри не сохранилось ничего.

-12

Вид на место, где подо льдом покоится нос буксира.

-13

Из корпуса тут и там ещё торчат различные трубы.

-14

Ну а теперь давайте заползём внутрь и посмотрим на внутренности этого уникального парохода.

-15

И хоть здесь можно перемещаться только гуськом, перемещаться всё таки можно.

-16

Вот мы и внутри носовой части палубы.

-17

Один из двух боковых коридоров, между которых находится что-то вроде салона.

-18

В боковые коридоры из салона выходят ряды опускающихся окон.

-19
-20

Второй боковой коридор.

-21

Сам салон.

-22
-23

Тут и там в корпусе ещё торчат какие-то вентили.

-24

Местами сохранились выключатели.

-25

Одна из кают личного состава.

-26
-27

А здесь располагалось одно из двух гребных колёс, скрытых в бортах судна.

-28

Обратная сторона между палубой и нишей для гребного колеса.

-29
-30

Все тяги, кабеля и прочие коммуникации были демонтированы, а от них остались лишь крепления.

-31

Но местами остались плафоны. Эти плафоны кстати были установлены в конце 1950-х гг. при модернизации.

-32

Ну а теперь выползем обратно и пойдём к дымовой трубе.

-33
-34

И спустимся через световое окно в самое интересное.

-35

В котельно-машинном отделении располагались мазутные танки, из которых и вытек злополучный мазут при затоплении.

-36
-37

Световое окно изнутри.

-38

И вот мы забрались в самое сердце парохода, а точнее два.

-39

Здесь располагалось два мазутных котла.

-40
-41

Как видно по фото, ещё перед затоплением они уже были частично распилены.

-42
-43

И ещё пустые кабельные полки.

-44

Пустые электрощиты.

-45

Здесь сохранились лишь таблички от вольтметра и амперметра.

-46
-47

Да эта пустая коробка, видимо от предохранителей.

-48

Вот так теперь выглядит последний колёсный пароход базы КАФ, да и в целом на реке Амур.

-49

Ну а на этом всё.

-50

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.