Италия стала первой страной в мире, которая в 1912-1913-м годах применила бронеавтомобили непосредственно в ходе Итало-Турецкой войны в Африке. Построенные в единичных количествах бронированные Бьянчи, Изотта-Фраскини и Фиаты показали себя хорошо, и, когда у соседей в Европе начало подгорать желание повоевать, итальянцы начали подготовку к выпуску большой серии броневиков на шасси Лянча 1Зет, о прототипе этой машины рассказ в этой статье.
Ansaldo Autoblinda Lancia 1zM Prototipo/Ansaldo AB Lancia 1zM Prototipo/Lancia 1zM Prototipo/Прототип бронеавтомобиля Лянча 1ЗzM
Страна: Италия
Производитель: Gio. Ansaldo & C./Шасси Fabbrica Automobili Lancia & C
Год выпуска: 1915
Кол-во выпущенных: 1 (121 всего)
Боевая масса: 4200 кг
Бронирование: 2,5-6 мм
Экипаж: 6
Вооружение: 6,5-mm 3хVickers M1911,
Размеры: 6610х1940х2900 мм
Двигатель: Lancia 1Z, 35 л.с., 4940см3
Итальянские броневики на шасси 2-х тонного грузовика Lancia 1Z прослужили больше четверти века практически без серьезных модернизаций. А ведь эти бронеавтомобили использовали в достаточно тяжёлых условиях - в горах и пустынях. У итальянцев вообще не было комфортных и ровных "полей боя". История бронемашины Lancia 1zM началась в конце 1914 года, когда на фирме Ансальдо начали инициативную проработку нового бронеавтомобиля, который, судя по информации с фронтов Первой мировой войны, в которой Италия пока не участвовала, выбирая сторону конфликта, был бы очень полезен для итальянской армии.
Компания Ансальдо (Gio. Ansaldo & C.) получила официальный заказ от военных на изготовление нового бронеавтомобиля 27 января 1915 года. Меньше чем через месяц фирма из Генуи утвердила проект у военного руководства Италии. Для производства броневика была выбрана грузовая машина фирмы Lancia 25/35PS с 35-ти сильным двигателем. Военная модификация машины Lancia 1Z 25/35PS была двухтонной. Рассматривая различные варианты на Ансальдо оценили самую популярную 1,5-тонную машину итальянской армии FIAT-15ter как слабоватую, а 3-тонные грузовики были великоваты для проекта Ансальдо.
Бронеавтомобиль (Auto blindata) Lancia 1zM был построен с использованием опыта применения итальянских бронированных машин в Африке и получился мощным и относительно легким. Редкий случай, когда броневик Первой мировой войны был не перегружен, несмотря на вооружение сразу 3-мя пулеметами. При вооружении размещенном в два яруса в поворотных башнях боевая масса составляла всего 4200 кг.
Проектирую бронекорпус в Ансальдо не сильно отошли от конструкции "бронированный шкаф", который был отработан на ранее выпущенных машинах FIAT Arsenale и AB Isotta Fraschini RM. Размеры боевого отделения и бронирование моторного отсека устраивало военных, и у новой машины они были почти такими же. Требовалось усилить вооружение и для более крупной двухпулеметной башни, которая была шире бронекорпуса сделали радиусные расширения. В итоге получилась очень удачная боевая машина. Внутреннее пространство бронекорпуса было достаточно свободным для размещения 6 членов экипажа, амуниции и боезапаса к пулеметам. Две двери справа и слева позволяли экипажу быстро садится и покидать бронемашину - дверь справа в боевом отделении и слева отделении управления. Машина в лобовой проекции имела рациональные углы наклона. Бронирование было дифференцированным от 2,5-мм снизу до 6 мм лобовой брони, что позволило создать относительно лёгкий и прочный бронекорпус. Удачное расположение башни обеспечивала почти оптимальную развесовку, что делало броневик хорошей платформой для применения оружия в любых секторах огня.
Бронеавтомобиль на шасси Lancia 1Z прожил долгую жизнь, последние образцы этих бронемашин воевали даже на стороне германской армии во вторую мировую. Всего выпускалось 3 серии броневиков, было проведено несколько модернизаций в 30-х годах. Первый прототип бронеавтомобиля Ansaldo-Lancia 1zM отличается от серийных последователей поперечными вертикальными отверстиями воздухозаборников разной длины сверху на капоте двигателя, визуально создающих своеобразный треугольник. Передняя защита радиатора была плоской и прикрытой вертикальными жалюзями.
Расположение вооружения в двух поворачивающихся башнях позволяло сконцентрировать огонь всех пулеметов в любом направлении или вести огонь сразу в две стороны. Конечно расположение маленькой башни по центру большой делало прицельную стрельбу из верхней башни сложной, даже просто присутствие стрелка у пулемета создавало неудобства не только для самого стрелка, но и для находившихся уровнем ниже стрелков нижней башни.
Пирамидальная конструкция крыши бронемашины обеспечивала одновременно приличную жесткость, нормальную высоту для работы стрелков и оптимальные углы наклоны брони. Возможно прототип прототип Ansaldo AB Lancia 1Z был одной из первых боевых машин, на которой были установлены специальные рельсы для преодоления проволочных заграждений, проволока поднималась по направляющим до вертикальных ножей, где по идее и разрезалась.
Первый прототип был изготовлен 17 апреля 1915 года, испытаний начались уже через неделю 25 апреля. После первых испытаний прототип машины был доработан, вместо звукового сигнала был установлен гораздо более нужный бронеавтомобилю прожектор-фара, колеса были защищены бронированными крыльями. Броневик первым среди боевых машин получил освещение от электрогенератора. Уже 25 мая 1915 года Италия вступила в войну на стороне Антанты, и военные, не имея альтернатив, уже рассматривали предложенный Ансальдо броневик, как реальную боевую единицу, которую за отсутствием конкурентов лучше было бы сразу начать производить. Главные замечания военных были к системе охлаждения, которую потребовали переделать. Так же необходимо было дополнительно переработать опору большой башни на погон. Как недостаточный военные оценили так же обзор из броневика.
После устранения замечаний машина пошла в серию и стала одной из самых "долгоиграющих" колесных боевых машин в первой половине 20-го века.
Эта статья часть цикла статей об итальянских бронеавтомобилях на шасси Лянча, произведенных в горы Первой мировой войны. Продолжение истории читайте здесь: Итальянский долгожитель. Часть 2. Lancia 1Z. 1915. Первая серия.
Источники:
https://www.valka.cz/ITA-Lancia-1Z-1ZM-t237711
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Lancia-Ansaldo_IZM.php
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/italy/lancia_1z.htm
https://topwar.ru/79829-broneavtomobili-lancia-1z-italiya.html