Гайдзину сложно понять не только Японию, но и японскую культуру. Если посмотреть значение слова Гайдзи́н то можно увидеть, что это сокращение от японского гайкокудзин, переводящееся как «иностранец», либо как «человек извне». Иероглифы, составляющие слово гайкокудзин, означают 外 «вне», 国 «страна» и 人 «человек».
38 лет назад, а именно в 1983 году, президент крупнейшего мирового концерна Toyota Motor Эйдзи Тойода поставил перед подчиненными непростую задачу. А именно утереть нос заносчивым европейцам и американцам и предложить им самый лучший автомобиль в мире. Над проектом трудилось более 5 тысяч человек. Они создали не просто машину, они создали целую идеологию для Гайдзи́н. Для начала, на самый большой рынок, в США, были ввезены Toyota Crawn. Так японцы пытались убедить американцев, что Toyota это не только небольшие, недорогие и экономичные автомобили. Не знаю читал ли сам господин Эйдзи или его подчиненные Джона Апдайка и его тетралогию романов про человека по имени Кролик, но после нефтяного кризиса 70-х люди снова стали хотеть видеть у себя в гаражах большие автомобили с большими же моторами. Так появился Lexus, правда произошло это уже на пороге 90, а именно в 1989 году. Молодая компания предлагала беспрецедентный уровень обслуживания и сервиса, которого не было ни у одной из конкурирующих фирм. Но этого было мало. Нужно было убедить иноземцев, теперь уже сами японцы являлись в Америке и Европе самими настоящими гайдзинами, что именно они могут угодить пресыщенным клиентам как нельзя лучше. Тогда помимо инженерных решений японские дизайнеры привнесли в автомобиль и нечто совершенно необычное, а именно типичные только для страны Восходящего солнца мотивы. Так салоны всех моделей Lexus очень тесно связаны с культурой, они соединяют традиционную японскую эстетику и современные технологии производства.
Почему я вдруг вспомнил об этом? Дело в том, что когда мне предложили взять в представительстве Lexus модель ES 250, то я подумал. Делать банальный обзор и тест будет не интересно. К тому же именно этот автомобиль продолжает ходить словно по лезвию или по краю пропасти. По многим параметрам, таким как цена и оснащение он близок к соплатформенной Toyota Camry, которая всегда являлась бестселлером. Но, есть ли в них различия? И насколько они велики? Давайте смотреть вместе.
Возьмем, к примеру, ставшие привычными сегодня деревянные вставки в интерьере машины. Нет, наличием последних удивить кого-то сложно. Дерево присутствует в отделке салонов испокон века и использовалось еще при создании карет. Но вот жители островов и тут привнесли нечто свое, национальное. Дело в том, что это не просто шпон.
Это искусство Шимамоку. Яркий образец японской культуры. Перевести слово просто. Это всего-то "Полосатое дерево". Кажется все просто. Однако искусство шимамоку в том и заключается, что мастер работающий со шпоном умеет особым образом вырезать под определенным углом древесины перемежая темные и светлые тона. при это они наложены друг на друга слоями. Такого в Camry не будет никогда.
Кстати сидения у машин разные. У Lexus это скорее именно кресла, с регулируемой длиной подушки, да и валики боковой поддержки тут расположены правильней. Кстати, а вы знаете, что у больших любителей автоматизации и всяческих технологий японцев, на том же заводе Lexus Miyata, что расположен на острове Кюсю используется много ручного труда. К примеру руль и сами сидения вышиваются только вручную. При этом каждый автомобиль подвергается проверке мастером Такуми.
Я больше скажу, на 7700 рабочих приходится всего 19 мастеров такуми. Что же это за специалисты? Начну с того, что для получения звания мастера таким нужно более 60 тысяч часов выполнять именно свою работу. Если перевести это в годы, то при 8-ми часовом рабочем дне на получение звание потребуется приблизительно 25 лет. При этом нужно не просто выполнять работу, а довести ее до совершенства. Надев стерильные медицинские перчатки специалисты Такуми проверяют швы на сидениях, панели приборов, руле и боковых панелях. Кончиками пальцев они в состоянии почувствовать любой промах и недостаток. Вот именно этим и отличается премиальный автомобиль из Японии даже от своего собрата.
Да, базируются автомобили на единой платформе, но тот же четырехцилиндровый мотор у Lexus ES объемом в 2,5 литра тут выдает 200 лошадок, против 180 у Camry. Автоматы тоже разные тут восьмиступенчатый, у Toyota ступеней шесть. Разница в 20 лошадей конечно погоды не сделает, но управлять динамикой проще, да и сама коробка перекидывает ступени мягче, без рывков.
Рулится ES очень неплохо. Он быстрее реагирует на нажатие акселератора, тут стоят иные встройки дросселя, у него совершенно иначе настроен усилитель руля. И он довольно жесткий. Тут нужно вновь сделать отступление. В свое время именно Lexus был единственной компанией у которой в одном сегменте было два совершенно противоположных седана ES и GS. Однако прошли жирные времена, теперь принято экономить, и в головной компании решили, что использование двух платформ нецелесообразно. Так что младший ES остался один. Вот и пытаются инженеры сделать его более спортивным. Пока, в отличие от предшественников, он просто потерял былую плавность хода. Но хуже от этого не стал. Да, теперь ты сидя за рулем чувствуешь все неровности, но это не мешает и не раздражает.
Задний диван, по крайней мере в тестируемой мной комплектации это отдельная песня. Тут все как в настоящем седане бизнес класса. В подлокотнике есть система управляющая климатической установкой, можно самостоятельно регулировать громкость или выбирать станции, да и сами сидения имеют электропривод.
И вот тут, я как настоящий Гайдзи́н задал себе вопрос. А стоит ли овчинка выделки? Стоит ли переплачивать и покупать именно Lexus? И знаете, понял, наверное если бы передо мной стоял выбор, я бы наплевал на разницу в цене. По крайней мере у него нет имиджа автомобиля для всех или машины-такси. А это довольно важный момент.
Что же в итоге? Как мне кажется, при своих достоинствах и присущих любому современному автомобилю недостатках Lexus ES 250 это очень неплохой выбор. Он стал ехать интересней, у него пусть и своеобразная, но все же запоминающаяся внешность. Он здорово упакован и явно претендует на место под солнцем. Да, излишняя жесткость подвески несколько смазывает впечатления, но при этом позволяет себя чувствовать уверенней за рулем. Впрочем, конкурентов у него море. И каждый пытается выделится чем-то своим. Так что выбор все равно остается за вами.