Мы уже много говорили о том, как важны эмоции, как опасно их сдерживать и как важно научить детей обращаться со своими эмоциями и безопасно их выражать. В этом нам поможет рисование.
Издательство Ад Маргинем выпустило книгу Мерилин Гудмен «Детский рисунок». В этой книге рассказано не только о стадиях овладения навыком рисования, начиная от года и до подросткового возраста: как меняется детский рисунок, что дети изображают, что это означает и как на это реагировать. Там также есть полезные рекомендации как организовать пространство, как подбадривать юного художника, какие материалы использовать.
Почему рисование так важно? Для ребенка рисование это и развитие мелкой моторики, и познавательный процесс и знакомство со свойствами предметов. Это такой род деятельности, который одновременно развивает ребенка в нескольких важнейших сферах.
Предоставляя ребенку возможность рисовать вы помогаете ребенку выражать эмоции с самого маленького возраста. Человек познает мир и себя благодаря взаимодействию со внешним миром. Рисование — это взаимодействие и с тему предметами, которые рисуют и с теми, на которых рисуют. Здесь существует огромное богатство выбора: и тушь, и цветные карандаши, и фломастеры, и гуашь, и акварель. Рисовать можно и на планшете в цифровом виде. Рисовать можно на бумаге, на картоне, на ткани, на различных материалах, кроме того рисовать можно на столе, а можно на мольберте.
Первая стадия рисования — каракули, когда ребенок впервые осознает, что движением руки с карандашом он может создавать изображение на листе, то есть менять окружающий мир. Ребенок впервые получает продукт своей деятельности.
В этом ребенку конечно же необходимо ваше одобрение. В любом возрасте, что бы ваши дети не рисовали, сколько бы лет им ни было, год или 15, им всегда нужно подтверждение того, что все они делают хорошо. Не нужно оценивать детские рисунки с эстетической точки зрения. Ребенок получил результат своей деятельности и он уже хорошо тем, что он существует.
До трех лет детское рисование находится на стадии каракулей. Скорость развития зависит от того сколько времени ребенок проводит за рисованием и какое разнообразие материалов ему доступно. Маленьким детям лучше давать лист размером больше, чем А4, так как они еще не так ловко владеют инструментом и легко выходят за границы листа.
В 3-4 года наступает стадия простейших форм. Дети начинают изображать круги, прямоугольники, из которых получаются простейшие человечки, у которых иногда голова объединена с телом.
Ближе к 6-ти годам появляется стадия схематизма. Предметы расположены рядом, детям доступны уже более сложные объекты, такие как дома, животные, деревья и т.п.
С 9 лет дети начинают стремиться нарисовать предметы максимально реалистично и в этом возрасте дети уже весьма критично относятся к своим рисункам. Им хочется, чтобы изображения были похожи на реальные предметы и малейшая ошибка сбивает их с толку и есть большая опасность, что ребенок вообще забросит рисование.
С 12 лет, в подростковом возрасте дети в целом очень критично относятся к себе, склонны находить больше недостатков, чем достоинств. В этом возрасте они чаще рисуют, когда никто не видит, не ищут одобрения и сами оценивают качество рисунка, часто чрезвычайно строго.
Почему рисование так важно? Оно помогает безопасно выражать эмоции. Если ваш ребенок нарисовал какого-то очень страшного человечка, то не надо пугаться, таким образом он выразил свои острые отрицательные переживания.
Занимаясь рисованием дети привыкают словами выражать свои чувства. Когда вы видите детский рисунок спросите автора: О чем это рисунок, как он называется, какая ситуация изображена? Куда стремятся герои картины? Это поможет ребенку облечь в слова свои переживания.
Привычка рассказывать историю об эмоциональных ситуациях. Как одно явление и событие привело к другому событию и что испытывали при этом участники — дополнительный способ осознавать и безопасно выражать свои эмоции. Когда ребенок рассказывает историю о важных для него событиях, то они еще раз осмысляются и становятся менее острыми, автор относится к этим явлениям гораздо более спокойно.
При рисовании образуются две прекрасные привычки:
1. Безопасно выражать свои эмоции.
2. Рассказывать о событиях, которые вызывали острые эмоции.
Истории помогают пережить волнующие события смотря на них со стороны, это помогает осмыслить происшедшее, сделать важные и полезные выводы.
В книге «Детский рисунок» упоминается вред раскрасок и рисования по контурам и цифрам. Задача рисования это самовыражение. А как можно выразить себя в случае когда навязывается задача, стиль и сюжет рисунка?
Забудьте про раскраски, про мандалы и рисование по цифрам. Все это ничего общего не имеет с рисованием. Даже если вам самому, как взрослому человеку нравится раскрашивать мандалы, то не предлагайте детям любого возраста это делать. Это мешает его самовыражению.
Еще один важный момент, о котором говорит Мерилин Гудмен: не говорите, что вы не умеете рисовать. Ребенок может подумать:
— Я как мама, я не умею рисовать.
Когда взрослые рассуждают о способности к рисованию они всегда подразумевают способности уровня профессиональных художников.
Для ребенка рисование — это самовыражение, здесь нет задачи создать эстетически значимый объект. Несмотря на то, что детские рисунки могут оказаться произведением искусства в самом процессе рисования для ребенка нет этой задачи.
Задача – познать себя, выразить себя и свои чувства, рассказать историю о своем внутреннем мире.
Поощряя ребенка рисовать, вы много узнаете о его внутреннем мире, об особенностях его чувствования и восприятия внешнего мира и способом взаимодействия с ним.
Привычка выражать свои эмоции через творчество повышает уверенность в себе, снимает напряжение, повышает осознанность, успокаивает, помогает лучше понимать себя и других.
#ад маргинем #детский рисунок #психолог #детская психология
#детский психолог