Как и обещала, продолжаю материал по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития и не только.
Напоминаю, что над эмоционально-волевой сферой крайне важно работать, так как она основа адекватного социального поведения, самоконтроля и успешного общения с другими людьми.
В первом моём материале речь шла о важности работы над пониманием причинно-следственных связей, а здесь я хочу поговорить о методах коррекции проблем с эмоциями и волей.
Работа с эмоциями
Все эмоции зарождаются в лимбической системе мозга. Это бессознательная часть ЦНС, которая тесно связана с выживанием и инстинктами. Из-за этого эмоции очень сильны и трудно подавляемы - организм воспринимает их критичными для выживания. Однако это не значит, что их нельзя контролировать.
Когда человек начинает думать о том, почему он злится, радуется, раздражается и находит причину эмоции, активируются уже лобные доли - включается осознанная система принятия решений: "Так ли уж для меня это важно?", "Какие последствия могут быть?", "Не слишком ли сильно я реагирую?" и прочее. На базе этого запускается самоконтроль и выдаётся адекватное социальное поведение. Поэтому важно, чтобы ребёнок знал, какими вообще бывают эмоции и что является их источником.
Дома на развитие эмоциональной сферы хорошо действуют:
- Распознавание и проговаривание эмоций
Это можно развивать, показывая карточки с эмоциями и спрашивая, что ребёнок на ней видит. Неговорящих детей можно спрашивать в духе "Покажи, картинку где нарисована злость?" и просить изобразить эмоцию.
Также помогают осознанию методики визуализации эмоций - можно, например, попросить ребёнка нарисовать смайлики с эмоциями (гнев, радость, удивление и прочее) и домики, где они живут. Ребёнок может рассказывать, что у него вызывают те или иные эмоции. Например: "Я люблю... кататься на велосипеде" или "Я не люблю, когда идёт дождь", "Меня удивляет/злит/расстраивает/отвращает..."
Если ребёнок не может говорить, можно распечатать картинки с вариантами ответов, чтобы можно было работать над эмоциями с их помощью.
У детей с РАС бывает нюанс, значительно затрудняющий работу. Можно столкнуться с тем, что ребёнку показывается изображение удивления, а он упорно его не видит - играет в угадайку или говорит, что человек злится. Так происходит потому, что такие дети по-другому читают лица. Мы в норме обращаем внимание на центр головы и "захватываем" целостное выражение лица. А ребёнок с РАС "ездит" взглядом по его окраинам. Выглядит это так (взгляд был направлен туда, где красная линия):
Как ребёнок распознает эмоцию и мимику, если он на неё не смотрит? Никак. Поэтому, во-первых, детей с РАС в случае затруднений с мимикой таки надо ненавязчиво приучать смотреть на лицо собеседника хотя бы немножко больше. А, во-вторых, искать другие подходы. В частности специально для аутистов разработана методика "Потому что эмоции!". Лично поручиться за неё не могу, так как за ненадобностью не пробовала. Однако её эффективность подтверждена исследованием при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в 2015-2016 гг.
Смысл методики в пошаговом обучении обработки эмоций - ребёнок отдельно изучает выражение бровей, глаз, рта, щёк и т.д. Потом ему демонстрируются простые пиктограммы без лишних деталей, затем даются целостные картинки посложнее. С такими "костылями" аутист постепенно учится понимать чужие эмоции и адекватно выражать собственные.
- Ролевые игры
Нам кажется это ерундой - сложно представить, что ребёнок сам себя может развивать. Однако в ролевой игре малыш может выстроить любую волнующую его историю, найти пути решения и правильного реагирования, посмотреть на ситуацию с разных сторон - например, в роли "мамы" он может наконец увидеть, что горькое лекарство дают не просто так, а чтобы вылечить.
Ролевая игра учит социальному поведению и контролю над эмоциями, так как в ней ребёнок должен подчиняться правилам своей роли. Даже более того, если вы обратите внимание на группу детей, то увидите, что они сами устанавливают правила и жёстко следуют им, даже если вне игры они не очень-то и послушны. Группа малышей просто взбунтуется и откажется играть, если один из них с ролью полицейского вдруг бросит оружие и кинется грабить банк, а учитель станет паясничать на уроке вместо преподавания.
Детям с нормальным развитием главное давать возможность играть, так как сейчас проблемы с эмоциями и волей у ребят без каких-либо диагнозов психологи связывают именно с тем, что в современном мире ребёнок часто то в ТВ/компьютере/телефоне, то на развивашках. А игра, которая как раз больше всего развивает ЭВС, пролетает как-то мимо него.
Детям с нарушениями развития, особенно с аутизмом, может понадобиться помощь (например, флортайм, игровая психотерапия, монтессори-классы), так как у них она может не возникать вообще или развиваться медленно и ограниченно, что усугубляет проблемы с ЭВС ещё больше.
Если денег/других детей нет, надо самому пытаться развивать игру - это не менее важно, чем пирамидки/вкладыши и прочие развивающие приблуды. Подойдут любые сюжетные детские игры: в доктора, в полицейского, в дочки/матери, в магазин - в общем, во что угодно (правда сначала сюжеты точно будут намного проще). Однако тут есть правила:
1) Повторение за ребёнком и внедрение в игру новых моментов - повторение помогает сделать так, чтобы малыш обратил на вас внимание. А когда обратил, вы можете аккуратно показать новый игровой элемент.
Качается на полу? Говорим: "Ту-ту!" и тоже качаемся, словно бы на поезде едем. Бегает по кругу? Бежим и цокаем, как лошадки. Перевернул машинку, чтобы покрутить колёса? Перевернули, покрутили, а как только обратил внимание, взяли игрушечную отвертку и зажужжали, словно бы идёт ремонт.
Важно: не повторяем всякие сосания пальцев, щёк и прочее, на что нельзя "наслоить" адекватную игру.
2) Следовать за интересами ребёнка. По крайней мере поначалу, нет смысла совать куклу на кормёжку мальчику, который интересуется машинками. Играем с тем, что нравится ребёнку и расширяем репертуар вокруг его интересов;
3) Не навязывать свои сюжеты. Вы можете параллельно разыгрывать какую-то историю, которая нравится вам - всё равно малыш краем глаза посмотрит и может что-то позаимствует. Но лезть в его игру, говорить: "Нет, давай так", выхватывать игрушки - полное табу;
4) Нужно впечатлять - бу-бу под нос такой ребёнок даже не заметит. Яркие звуки и эмоции. Ваша игра должна привлекать внимание и быть интересной.
Работа над волей
Воля важнейшее качество человеческой психики. Именно благодаря воле мы выбираем цель и следуем ей, контролируем своё поведение, выполняем не только то, что нравится/хочется, но и то, что надо, а также успешно адаптируемся в социуме, соблюдая общественные нормы. Не буду много расписывать, что получается, если эта область психики недостаточно развита - думаю, и так все знают, что ничего хорошего. Лучше давайте поговорим о том, что помогает её отладить или по крайней мере улучшить у детей.
- Спорт
И дело не только в том, что надо прилагать усилия, чтобы завоёвывать новые вершины. Оказывается, дополнительная моторная кора и участок перед ней в мозге отвечают не только за контроль над целенаправленными движениями, но и за волю, так как именно тут зарождается намерение что-либо сделать.
Эта область мозга активно тренируются при выполнении любых физических действий, особенно таких, где ребёнок думает: "А сейчас надо сделать так. А теперь вот так". То есть, где имеет место сознательное программирование последовательности движений. Поэтому спорт и танцы крайне желательны при проблемах с ЭВС, я уже молчу про пользу для речи и здоровья.
Кроме того, за волевой контроль ответственны теменная и лобная кора. Теменную кору можно развивать задачами на пространственное мышление, так как в основном это её зона ответственности. Про развитие лобных долей я писала здесь.
А ещё во время занятий спортом в мозге вырабатывается один из самых активных нейротрофинов - нейротрофический фактор мозга. Под его действием растут нейроны в коре головного мозга и гиппокампе, которые ответственные за обучение, память и обработку сенсорной информации. Причём растут они настолько эффективно, что позволяют даже замедлять развитие болезней Альцгеймера и Паркинсона. В общем, не зря говорят: "В здоровом теле здоровый дух".
- Настольные игры
Полезны для воли тем, что в них есть правила. Чтобы было интересно играть, ребёнок обязан им подчиняться, а не делать как хочется. И да, настольные игры бонусом ненавязчиво развивают пространственное мышление и умение ждать своей очереди.
Для малышей поменьше подходят фишки-бродилки, для тех, кто постарше - шахматы, шашки, домино, детская "Монополия", "Коварный лис". Не стесняйтесь предлагать в комментариях и свои варианты.
- Объясняйте, что ошибки - это нормально
Каждый может ошибиться и сделать не так. Это нормально. Важно подчёркивать, что ошибки это не трагедия, что все когда-то учились и их делали. Что нужно пробовать снова и снова. И обязательно хвалить за успехи.
Установок типа "Не дано/не умеешь/бестолковый" вообще в принципе не должно быть - это неконструктивно. Это не приведёт ни к чему, кроме того, что потом родитель будет удивляться: "Как это - ты не хочешь делать математику?!", хотя он сам же отбил мотивацию к ней - зачем нужна математика, если "не дано"? А не будет мотивации, значит не будет и воли (побуждения) к действию.
- Компьютерные игры
Неожиданно, да? Оказывается, есть от них толк не только в плане поощрения. Когда Лёва начал играть в простые адвенчуры и аркады на компьютере, у него случилось открытие - оказывается, игра не проходилась от того, что он орал и злился на джойстик. Чтобы играть, требовалось учиться и прилагать усилия для прохождения.
Порой, если было ну очень уж сложно, приходилось помогать с прохождением, однако по большей части мы с мужем мотивировали его проходить игру самостоятельно, пытаться снова и снова. Иногда, если у него что-то не получалось, но мы точно знали, что ему под силу, мы притворялись: "Ах! И у нас не получилось - теперь попробуй ты".
А до этого ему ещё требовалось заслужить игру хорошим поведением в садике и выполнением занятий. Всё это вместе тоже дало нам бонус к развитию самоконтроля.
Кому интересно, сын играл в дракона Спайро, серию "Лего Бэтмен" и Раймана. В них простые сюжеты, интуитивно понятное прохождение и нет никакой жести. Ну и естественно, игры на компьютере должны строго дозироваться, иначе польза от них будет сомнительной.
- Техники самоуспокоения
Важны, так как помогают ребёнку пересилить эмоции и управлять собственным поведением.
Однако, чтобы их использовать, надо учитывать, что:
- Их должно быть много (чтобы был выбор);
- Они должны быть легкодоступными;
- Хотя бы какие-то из них можно использовать не только дома.
Смысл в том, взамен гнева вы можете предлагать ребёнку безобидные альтернативы: глубоко подышать 3-5 раз, отдохнуть на диване/лавочке, крепко себя обнять (или предложить свои крепкие объятия), попить воды, покрутить спиннер, помять массажный мячик в руке, закрыть глаза и посчитать до 10, покачаться на качелях (если доступны). Могут быть ваши варианты, если вы замечали, что что-то успокаивает и это несложно использовать.
Конечно так гладко всё проходит только в идеальной ситуации. В реальности надо быть готовым к тому, что можно быть далеко посланным злящимся ребёнком вместе со всеми этими примочками. Однако по опыту скажу, что нехочухи преодолеваются терпением и теми же похвалами.
Лёва тоже не большой фанат самоконтроля, однако способ "подышать" у нас таки работает, особенно если до истерики ещё не дошло, а он только-только на грани. Если началась истерика, я напоминаю: "Дыши!" и говорю, что он будет молодец, если так сделает, говорю, что это правильно, а кричать неправильно. "Давай-давай, дыши - тебе легче станет". Если он себя останавливает и дышит, я тут же его хвалю, чтобы закрепить это поведение.
И нет, похвала тут не испортит ребёнка. Многие считают: "Зачем хвалить? Он должен нормально себя вести!" Должен, но если у него проблемы с волей, то как он это сделает? Ребёнок, у которого сломана нога, должен бежать стометровку или сначала всё-таки надо вылечить перелом? Вот и я, как родитель, должна научить контролю и только потом чего-то требовать.
Сразу скажу: работает не всегда. Бывают варианты, когда завёлся, разошёлся и всё - он уже не успокоится, пока не оторёт своё. Однако, 90% плохого поведения, связанного с недостаточным контролем, у нас действительно срезается такими техниками. Надеюсь, что и вам что-нибудь из них пригодится.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме: