Это необычный концепт. Он полностью функционален. И Mercedes дал нам ключи...
Представьте себя автомобильным дизайнером конца шестидесятых. Эти ребята позволяли себе безумные вещи, а такие автомобили, как Ferrari 512 на базе Modulo от Pininfarina и Alfa Romeo Carabo или Lancia Stratos Zero от Bertone, были настолько космическими, что по сути, они изобрели будущее, которого мы все еще ждем.
Но не только яркие, свободомыслящие итальянцы прокладывали путь в новый век автомобилестроения. Mercedes C111 впервые появился на автосалоне во Франкфурте в 1969 году, и его двери в форме крыла чайки сразу же роднили его с 300 SL, дальновидным и уникально разработанным Mercedes, который из пятидесятых стартовал в будущее. Однако, как правило, для Mercedes C111 был не просто научно-фантастическим шоу-каром, который соответствовал космическим временам (Аполлон 11 приземлился на Луну всего двумя месяцами ранее). Это был полностью функционирующий прототип, первоначально приводившийся в действие двигателем Феликса Ванкеля - революционной технологией, в которой поршни с возвратно-поступательным движением были заменены деталями, вращающимися в одном направлении.
Крутая идея, которая будет успешно выпускаться серийно Mazda (хотя сейчас от нее отказались), но Mercedes вскоре решил пойти другим путем. Вопросы стоимости, надежности и эффективности перевесили 280-сильный трехроторный двигатель с мягким характером и компактными размерами.
Однако это не остановило эволюцию C111. В 1970 году были выпущены еще четыре, а в течение следующего десятилетия появились различные другие версии, в том числе революционные турбодизели и несколько рекордсменов - в 1978 году C111-III со сверхнизким лобовым сопротивлением в течение 12-часового пробега на тестовом треке показывал среднюю скорость в 300 км/ч. Всего было бы сделано 14 автомобилей, что сделало C111 скорее постоянно изменяющейся концептуальной семьей, чем одинокой звездой. Девять выжили, три прототипа были разобраны, а один подвергся краш-тестам и был предан забвению.
Летом 2015 года в Великобритании вместе с Льюисом Хэмилтоном C111 появился на Лондонской неделе моды. Когда мероприятие завершилось, Mercedes спросил TG, не хотим ли мы попробовать прототип в деле.
Это также возможно только потому, что в какой-то момент в начале семидесятых Mercedes поместил шелковистый 3,5-литровый V8 мощностью 230 л.с., используемый в седанах бренда, в C111 и попросил ZF разработать для него индивидуальную пятиступенчатую коробку передач. Другими словами, это нормальный спорткар, и он даже был оснащен современной системой управления двигателем. Человек из Mercedes по имени Матиас был ответственен за это, и он сегодня здесь, чтобы убедиться, что этот мобильный музейный экспонат действительно вернется туда в целости и сохранности.
"Итак, эээ, сколько это стоит?" - спрашиваю я, указывая на сенсационно выглядящий оранжево-черный среднемоторный спорткар с носом муравьеда. «Очень сложно сказать, - отвечает он. «Потому что это такая особенная машина. Но я знаю, что он застрахован на 6 миллионов евро».
Значит, он весьма ценный, не говоря уже о его статусе и редкости.
Для концепт-кара 45-летней давности C111 действительно замечательный. Автомобильные компании регулярно предлагают нам покататься на своих последних шоу-пони, но, какими бы впечатляющими они ни были, их детали часто скрепляются липкой лентой и клеем, в результате чего получаются "впечатления" от вождения на честном слове и одном крыле. На скорости около 20 километров в час.
Но не здесь. Эти знаменитые двери нужно открывать и закрывать осторожно, но они должным образом спроектированы и запираются так же надежно, как и любые другие Mercedes старой школы. Кузов сделан из стекловолокна, приклеен к стальному шасси, а в массивных порогах размещены топливные баки. Ярко выраженный боковой воздухозаборник подает охлаждающий воздух к V8, но на самой крышке двигателя заметно отсутствие воздуховодов. Матиас говорит, что рассеивание тепла в порядке.
Интерьер выглядит так же хорошо продуманным, как и у любого старого Mercedes, и только вертикальная центральная консоль намекает на концептуальный контекст. Даже кондиционер работает исправно. Сиденья имеют прочную проверенную отделку, педали точно выровнены с вашими ногами, а положение водителя идеальное.
V8 оживает при первом повороте ключа и сразу же переходит в состояние холостого хода. Первая передача находится на изогнутой ноге, и вам нужно нажать небольшую кнопку, расположенную в верхней части рычага переключения передач, чтобы получить к ней доступ. Но работает все плавно, и C111 трогается с места без малейшего дрожания или мучительной игры сцеплением. Я знаю современные модели массового производства, с которыми труднее работать. Это, наверное, одна из самых избалованных машин на планете, но даже в этом случае она на удивление вежлива.
Фактически, вскоре возникает неожиданная проблема. Хотя C111 более чем счастлив в равномерном движении, он явно способен двигаться немного быстрее. Что ж, было бы грубо не сделать этого. Верная своей экспериментальной роли, задняя подвеска автомобиля была оснащена новой многорычажной системой, которая найдет свое применение в дорожных автомобилях Mercedes следующего поколения. Таким образом, он на самом деле удивительно хорошо управляется, его шины с высоким профилем старой школы умело преодолевают неровности и трещины, типичные для британских дорог категории B с недостаточным вниманием властей. У него есть запас прочности, хотя его рулевое управление - согласно технологиям Mercedes в этот период его истории - не лишено обратной связи. Я ожидаю, что части салона начнут падать мне на колени, когда мы будем метаться по выбоинам, но C111 остается собранным и решительным.
Практически невозможно дать определение слову "крутой", но вы сами поймете, когда увидите. И это точно так и есть.
Подписывайтесь на канал Top Gear в Дзене, чтобы не пропустить самое интересное. А остальное - на сайте topgearrussia.ru