Найти в Дзене
Иосиф Гольман

Тревожно-депрессивное расстройство глазами доверительницы

Игорь Сапунков "Подружки" (из коллекции галереи "Арт-Гнездо")
Игорь Сапунков "Подружки" (из коллекции галереи "Арт-Гнездо")

Сегодняшний рассказ написал не я, а моя доверительница, назовем ее В.У. Она пришла ко мне с тревожно-депрессивным расстройством (эти две проблемы часто сосуществуют параллельно, усугубляя состояние человека). Хотя «запрос» у нее был несколько иной – "сделать что-то с ее «гневливостью» и… нежеланием жить".

Потихоньку мы разобрались с большинством неприятных ощущений, благо, девушка оказалась образована и умна. Это, на самом деле, очень важно, потому что образованному и умному человеку легче понять объяснения специалиста, а значит, и принять осознанное решение о сотрудничестве с ним, ведь путь избавления от психологических неурядиц часто не быстрый и не легкий.

Впрочем, в нашем случае хватило шести или семи сессий, точно не помню. То есть – примерно двух месяцев. Конечно, между сессиями она активно работала: заданий на самостоятельную отработку я даю много.

В итоге девушка сообщила мне, что ей стало гораздо лучше. Мои наблюдения, мнения ее близких и тесты (HADS, Хесс-Хек, MMPI) это подтверждали, и мы распрощались, довольные друг другом:).

А потом она прислала мне рассказ про себя. Ну и про меня чуточку.

Это было приятно, потому что ранее мне не доводилось бывать героем, пусть и эпизодическим, художественного произведения. А еще я был рад потому, что любое письменное изложение своих психологических проблем (да к тому же и их благополучного разрешения) имеет несомненное «терапевтическое» значение.

Ниже – рассказ В.У., слегка сокращенный из-за формата нашего блога. Разумеется, я его и сократил, и публикую с разрешения автора.

«ТАКОВА ЖИЗНЬ

(рассказ)

… В наших бокалах мерцало вино. Полумрак делал ночной разговор с подругой ещё откровеннее.

- Понимаешь, я живу с таким чувством, будто иду по пустыне, совершенно сбившись с пути. И другие люди, даже самые близкие, настолько далеки от меня в своём непонимании, что совершенно бессильны чем-то помочь. И я переставляю ноги из последних сил, чувствуя, что скоро не выдержу и просто добровольно уйду из жизни. Зачем продолжать, если из этой пустыни не выбраться никогда? — мои руки бессильно лежали на коленях.

Вера вздохнула.

- Рит, тебя сейчас послушать, так твоя жизнь - настоящий кошмар. Я б тебе даже поверила, если бы не знала, как обстоят дела на самом деле. У тебя - любящий муж, крыша над головой, возможность заниматься любимым делом.

- Да, ты права, мне повезло. Муж позволил мне уйти с работы и попробовать зарабатывать на жизнь творчеством. Ему всегда нравились мои картины. Только я уже год сижу у него на шее, потому что у мастера без имени никто ничего не покупает! - мой голос задрожал от отчаяния.

- Ну а ты чего ожидала? - Вера взяла с тарелки кусочек сыра.

- Да, я знала, что будет сложно. Но теперь мне кажется, что эту инерцию почти невозможно преодолеть. Да ещё и Земляничка…, - я прислонилась спиной к стене и прикрыла глаза.

- Как вообще вы решились взять собаку из приюта? Это же кот в мешке! - Вера покачала головой.

- Не смогла пройти мимо псины, которой так не повезло. Представляешь, в своей первой семье она жила в каморке, взаперти.

А когда Земляничка стала грызть вещи, её отдали родственникам. Те пытались объяснить Земляничке пинками, что так поступать не надо. Не объяснили - и сдали в приют.

Вот я её и взяла. Захотелось сделать мир немножко лучше. Отдавать живому существу не за что-то, а вопреки.

- Ты всегда была очень сентиментальной. Но в любом случае, я считаю, что даже намеки твои про суицид — это блажь и ерунда, — Вера пожала плечами. – Я этого вообще не понимаю.

- Конечно, - вздохнула я, - Впрочем, я и не надеялась на твоё понимание.

- Нет, я читала, что так бывает - по факту все в порядке, а субъективно... Большое депрессивное расстройство называется. Тебе бы к специалисту сходить. Это успешно исправляется таблетками. - Вера откинулась на спинку стула.

Я сделала глоток вина и посмотрела в окно. Безаппеляционность высказываний подруги всегда заставляла меня сомневаться в собственных чувствах и правах. Впрочем, чего ещё я ожидала от педагога?

Я скосила глаза на часы и охнула.

- Засиделись мы с тобой, - я отставила бокал и поднялась. - У мужа сегодня смена, а Земляничка весь дом на уши поднимет, если одна останется.

- Может тебе такси вызвать? - Вера разогнала темноту в коридоре щелчком выключателя.

- Нет, не надо. Спасибо тебе за гостеприимство, - я торопливо одевалась и чувствовала, что Вере так же неловко от моего побега, как и мне.

Я закинула сумку на плечо и взялась за ручку двери.

- Рит, тебе здесь всегда рады, - Вера тепло улыбнулась одними глазами.

- Да, спасибо. Правда, - неловко ответила я и вышла из квартиры.

На улице снег медленно и беззвучно падал вниз. Я вдохнула полной грудью свежий воздух и с грустью подумала о том, что ждет меня дома.

Через полчаса я переступила порог нашей квартиры.

- Привет! Хорошо, что ты пришла, а то мне пора, - муж, уже собранный, вышел в коридор. Собака, как сумасшедшая, прыгала у наших ног. - Что делать сегодня будешь?

- Ничего. Я страшно устала спотыкаться об Земляничку. А куклы она вообще сожрать может… Честно говоря, уже с трудом это всё переношу, - я повесила пальто и отошла, освобождая в тесном коридоре место мужу.

- Сочувствую. Надеюсь, скоро она перестанет, - он надел куртку. - Всё равно желаю тебе хорошего дня.

- Спасибо. Тебе тоже.

Я поцеловала мужа в щеку, и он ушёл, оставив меня одну. Земляничка сидела у моих ног, пристально следя за каждым моим движением.

Мне было тоскливо. Хотелось заняться чем-то важным или полезным, но издержки были слишком велики. Оставалось только лечь на диван и поискать какие-нибудь возможности показать своё творчество в Сети.

Я забралась на диван и укуталась в плед. Земляничка моментально оказалась под боком, свернулась калачиком и прижалась ко мне пушистой спиной. А я чувствовала себя узником этой квартиры и собственного решения сделать добро.

Я всегда думала, что я сильная и добрая. Мне не раз приходилось протягивать руку помощи другим людям. Но моего добра и сил не хватило на одну маленькую собачку, для которой я решила стать последним шансом на нормальную жизнь.

Неужели всё, что я видела в себе, на что я опиралась, оказалось ложью?

Конечно же, в таком настроении заниматься делом я не смогла.

На глаза попалась очередная статья очередного психолога. Приятно. По крайней мере, не злой мужчина. Не тыкает людей носом в их ошибки, будто сам настолько крепко стоит на ногах, что совсем не нуждается в таком самоутверждении.

Почитала его статьи ещё немного. Постепенно стало завидно.

У любого человека есть ценности, по которым он ориентируется, как по компасу, на своем пути. Я не могла судить о тех ценностях, которые этот человек исповедовал. Но история его жизни задела меня. Мне всегда хотелось проживать свою жизнь так, как он живет свою. Занимаясь только тем, что кажется действительно важным.

Может быть, всё-таки стоит попросить у него о помощи?

… Наша встреча была назначена на выходные.

- Рит, ты вовсе не слабая. Наоборот. Я скажу тебе по секрету: слабый человек не смог бы сделать то, что делаешь ты.

- Почему?

- Чтобы создавать что-то новое, надо это в себе искать, всё внутри переворачивать. Причем делать это без острой необходимости. На это нужно очень много сил. Настолько много, что очень часто творческий процесс напоминает гипоманию со всеми вытекающими последствиями. Кстати, после творческого подъема вполне может следовать и период упадка.

Я хочу, чтобы ты меня услышала: на самом деле у тебя в жизни всё хорошо. Да, не идеально, но жизнь человека редко похожа на сказку. Но что самое важное - в твоей жизни есть любовь.

- Мне иногда кажется, что лучше бы её не было. Спокойнее бы, наверное, жила.

- Ошибаешься. Если в жизни нет любви, встают проблемы посерьезнее неудовлетворенности. А у тебя всё хорошо. Только твой мозг из-за определенного нейромедиаторного дисбаланса воспринимает всё слишком остро. Но это нормально, особенно для людей умных.

- Ага, если бы я ещё была умной. Столько глупостей наворотила.

- Это не глупости, это нормальная жизнь.

Смотри, чтобы этот дисбаланс перестал портить тебе жизнь, придется сделать много очень маленьких шажков. Начнём с того, что ты по утрам будешь пить воду и делать специальную зарядку…

… Прозвучало, как какая-то чушь. Мне не хочется жить, а он – про воду и зарядку. Но я буду выполнять всё. Хотя бы потому, что этот мужчина живет свою жизнь так, как хотела бы прожить свою я.

С каждой сессией непонятных заданий от психолога становилось всё больше. Зачем писать о своих планах и мечтах, если они всё равно нереализуемы? Это вызывает только очередную вспышку отчаяния!

Зачем перечислять хорошее, если его нет в моей жизни? Чтобы дефицит стал ещё более очевидным?

Но я упрямо выполняла все, что он требовал.

С каждой встречей появлялось больше тем для размышления.

О преимуществах, которыми незаметно для себя пользуются люди, которые не идут на компромиссы.

О допустимости каких-то вещей, о которых раньше просто не задумывалась.

А также о том, что я могу изменить в собственной жизни, а что моему влиянию недоступно.

В процессе ревизии давно устоявшихся взглядов, иногда возникала сильная злость, которую я приносила на наши встречи.

- Правильно, - смеялся он в ответ, - На своего психолога нужно злиться! На кого же, если не на него?

И становилось легче от осознания того, что злость, растерянность, опустошенность - естественные состояния для живого человека. Мне достаточно было уверенности другого человека в том, что всё в порядке, для того чтобы перестать тонуть в собственных страданиях.

И потихоньку я начала выбираться из этого.

Тем временем близился Новый Год. Надо было идти за подарками. Отсутствовали мы дома недолго, но это не спасло от неприятностей. Когда мы зашли в квартиру, уставшие и раскрасневшиеся с мороза, нас встретила виноватая собака. Рядом с ней валялись мои растерзанные вечерние туфли.

- Земляничка…

Услышав мой расстроенный голос, она легла на пол, прижала уши и тихонько заскулила.

А я молча смотрела на это всё и ждала, что меня опять накроет волна отчаяния и злости. Но ни отчаяние, ни злость не приходили.

- Ты меня недавно спрашивал, что я хочу на Новый год, - я повернулась к мужу, - Так вот, я тут внезапно подумала, что хочу новые туфли. Черные лаковые лодочки.

- Ты, что, не сердишься? - муж, привыкший к моему характеру, недоверчиво посмотрел на меня.

- Нет. Она просто боялась, что мы её бросили. А мы ее не бросим. Это нормально, такова жизнь...».

Ну и , раз уж зашла речь о рассказах, предложу и свои, ранее опубликованные, которые алгоритм Дзена уже не предлагает к прочтению:

1. "Ехал Грека"

2. "К няне"

2. "Пассажир сошел"

На сегодня - все.

Вопросы по тел./вотсап +7 9032605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психологических проблемах, психических заболеваниях и людях, ими страдающих.