Найти тему
К&О

Почему Китай отправляет велосипеды на свалку

Оглавление

Отличное велосипедное - враг хорошего

С велосипедами в Китае случился огромный облом. Но нам такое светит не скоро

В Китае при Мао Цзэдуне был придуман универсальный определитель зажиточности семьи. Если в семье есть три крутящихся и один говорящий - значит жизнь удалась. Ну если кто не знает, то это велосипед, швейная машинка, часы и радио. Так что велосипед - это одна из важных составляющих счастья в китайской жизни. И этому критерию уже практически век.

На фотографии молодая китайская семья начинает совместную жизнь... на велосипедах
На фотографии молодая китайская семья начинает совместную жизнь... на велосипедах

Еще совсем недавно Китай нельзя было представить без мощного велосипедного движения по всем дорогам, дорожкам и тропинкам. Но, увы, в городах, особенно в крупных (за последние года три, наверное) количество велосипедов вдруг очень резко упало. И дело совсем не в байках - хотя, конечно, байки тоже играют в процессе обезвелосипедизации немалую роль. Байк с точки зрения дорожного трафика и габаритов - тот же велосипед. А с точки зрения китайца - все же на нем меньше устаешь - он же сам едет, без утомительного кручения педалей.

Чем хорош велосипед? Он дешев, и в покупке и в эксплуатации. Он удобен - ему не страшны пробки и его легко припарковать. Езда на велосипеде относительно безопасна - он не может развить слишком уж большую скорость. И главное для городских китайцев - велосипед очень полезен для здоровья. Кстати, это самый важный фактор для них, поголовно помешанных на поддержании своего здоровья.

Типичная уличная "база" для прокатных велосипедов компании Ofo
Типичная уличная "база" для прокатных велосипедов компании Ofo

Все это предопределило невероятное количество прокатных велосипедов и все новых и новых стартапов, основанных на этой теме. Ведь прокатный велосипед еще удобней в городской эксплуатации. Не надо париться о ремонте, регулировке и хранении в маленькой азиатской квартирке "железного коня". Стоит одна поездка очень не дорого - даже самая длинная не превышает 3-х юаней (30 руб). А в среднем стоит 1 юань. О парковке тоже не особо беспокоишься - это проблема фирмы, представляющей услугу. Первоначально создавались многочисленные "базы" по всему городу, где двухколесные машины парковались.

Один из крупнейших операторов проката, компания Ofo, располагает парком в 3 млн велосипедов в 43 городах Китая и 20 млн зарегистрированных пользователей. Ее главный соперник — компания Beijing Mobike Technology — оперирует более 1 млн велосипедов в 33 крупнейших городах страны.
Велосипеды Ofo ярко-желтого цвета, у Mobike — оранжевого.

Аренда, как правило, организовывается через мобильное приложение, установленное на смартфон и перед арендой нужно положить в электронный кошелек фирмы - как правило из WeChat, небольшую залоговую сумму (от 10 юаней). А поскольку китайцы в электронике очень продвинуты, они сделали следующий, невероятно удобный для пользователя, шаг в прокатном бизнесе велосипедов. Которого нет еще ни в Америке, ни в Европе.

Пример того, во что превращаются скверы около офисных центров днем
Пример того, во что превращаются скверы около офисных центров днем

Итак, в Китае теперь совсем нет требования о возврате железного коня на специальные парковки. По окончании поездки можно оставить его в любом месте: смартфон с GPS позволит следующему клиенту легко найти прокатный велосипед.

Но, надо понимать, что Китай в последние лет 20 поменял инфраструктурную городскую политику. Города стали переделываться под автомобильные потребности. И, как результат, появилось просто огромное количество автомобилей на улицах. Теперь новостройки и новые районы целиком возводятся из расчета только на автотранспорт. Оставляя велосипедам все меньше и меньше места. Велосипеды фактически изгоняются с проезжей части.

Остаются для велосипедов теперь только специальные дорожки и... тротуары. Но тротуары - вы помните, что велосипеды бросаются теперь где угодно? А учитывая повальную и неистребимую бескультурность китайцев в своей массе, которые даже мусор кидают где попало и плюют и сморкаются встречным прохожим под ноги... в общем, сваленные кучи велосипедов стали заполонять тротуары и парки.

Возле входов в метро возникают просто гигантские кучи прокатных велосипедов
Возле входов в метро возникают просто гигантские кучи прокатных велосипедов

И так качественный GPS-скачек в пользовании прокатными велосипедами и стал причиной падения всего бизнеса. Китайские власти ведь не отличаются либерализмом и нерешительностью. Кучи велосипедов мешают проходу на тротуарах? Не беда, на свалку их, на переработку! Запрещено оставлять велосипеды в центре Пекина. На 27 из центральных дорог велосипедистам теперь просто запрещен проезд.

Очень страдают операторы велопроката. Кроме прочего,
пользователи зачастую небрежно обращаются с техникой. Случайно или умышленно ломают ее, воруют, снимая GPS-оборудование и перекрашивают. Или, закончив поездку, блокируют велосипед запирающим устройством в удобном для себя месте.
Ofo и Mobike, защищаются, предлагают бонусные баллы или бесплатные поездки тем, кто оставляет велосипеды в местах, удобных для других людей. Или тем, кто сообщит о найденном брошенном или неправильно припаркованном велосипеде.

Все описанное, конечно не говорит о том, что скоро в Китае велосипедисты исчезнут вообще. Отнюдь. Велосипеды из-за их основных полезных качеств не исчезнут. Но количество их теперь будет ограничено состоянием инфраструктуры в каждой конкретной китайской локации.

Власти не проявляют нерешительности при расчистке велосипедных заторов
Власти не проявляют нерешительности при расчистке велосипедных заторов