Доброго времени суток, уважаемые любители транспорта! С вами ИНФОметро, и здесь мы поговорим о том, какие поезда (он же подвижной состав) ходят по тоннелям петербургского метро. Приятного аппетита!
Сразу оговоримся, что речь здесь идёт только про поезда и вагоны для пассажиров, т.е. служебные поезда и вагоны в этой статье мы рассматривать не будем.
В прошлой статье мы рассмотрели, какие бывают станции. На станцию вы заходите, чтобы уехать на какую-то другую станцию по каким-то своим делам. Для этого нужно дождаться момента, когда приедет поезд в нужную вам сторону. Вот он приезжает и... Вы видите, например, это:
Конкретно эта ситуация возникает из-за того, что станции 1 линии были рассчитаны на 7-вагонные составы с длиной вагона по осям автосцепок 19 с небольшим метров, поэтому после добавления восьмого вагона в 2004 году последняя дверь последнего вагона на станциях стала не помещаться.
А вообще за всю историю было несколько типов вагонов: от стареньких вагонов типа «Г» (о порядке типов поездов в СССР и России будет отдельная статья) до современных "номерных". Попробуем в этом зоопарке разобраться. Поехали!
Ема-502/Ем-501/Емх-503
Самые старые единицы подвижного состава в странах бывшего СССР, которые возят пассажиров. На самом деле, списывают потихоньку и их, но, какие именно списывают, а какие оставляют, без 100 грамм не разберёшься человеку непосвящённому понять очень сложно. Давайте попробуем понять.
Во-первых, "чистые" «Е», а также Ема/Ем/Емх уже списаны (последние экземпляры списаны в 2020 году).
На самом деле, вагоны типа «Е» №3369, №3427, Ема №3935 и Емх №3934 сохранены в качестве ретро-поезда.
Во-вторых, списаны в 2020 году и Ема-502М наряду с Ем-501М, модернизированные из вагонов Ема/Ем/Емх.
Понятное дело, что человеку, далёкому от метро, не особо понятно, как отличить один вагон от другого, поэтому здесь фотогалерея на примере ретро-поезда в виде рубрики «найдите 10 отличий».
А если серьёзно, то вагоны Ема/Ем/Емх были разработаны с той длиной, с которой все их двери совпадали бы с дверьми на станциях закрытого типа. Также эти вагоны были оборудованы системой автоведения для более точной остановки на таких станциях, отсюда и классификация:
Ема — головные, имели аппараты автоведения и устройства приёма сигналов от путевых датчиков;
Емх — хвостовые, имели только устройства для включения и выключения аппаратов автоведения головных вагонов;
Ем — промежуточные, не имели ничего из вышеперечисленного.
В-третьих, оставшиеся на ходу единицы — это либо Ема-502М/Ем-501М, модернизированные из вагонов Ема-502/Ем-501, либо сами "оригиналы" Ема-502/Ем-501 (последние Емх-503 списаны в 2022 году).
81-717/714 и их модификации
Пожалуй, самая массовая модель за всю историю отечественного вагоностроения с учётом всех модификаций даже в рамках этой нумерации. Их, кажется, видел каждый, кто был в метро в странах бывшего СССР и странах Варшавского договора.
Например, в Петербурге ходят вагоны №9050 и №9350 — первые вагоны 81-717 и 81-714 соответственно.
Также в петербургском метро ходят вагоны 81-717.5/714.5 и 81-717.5П/714.5П
81-540/541 и их модификации
Внешне эти вагоны не отличаются от вагонов 81-717.5М/714.5М, отличия лишь в аппаратуре автоведения и АРС, специфичной для петербургского метро.
Также есть модификация 81-540.1/541.1 — единственная и неповторимая. Имеет прозвище «Боинг» из-за нестандартного оборудования при выпуске, которое напоминало кабину пилота в самолёте.
По петербургскому метро ходят вагоны 81-540.2/541.2 (они же «Пришельцы», как и 81-717.5П/714.5П), 81-540.5/541.5, 81-540.7/541.7 («Муравей») и 81-540.9/541.9.
Есть ещё вагоны 81-540.8/541.8 («Саблезуб» и «Головастый»), но ни один из головных вагонов не эксплуатируется кто знает почему в связи с переходом 4 линии на 7-вагонную составность. Надеемся на их возвращение.
81-556/557/558 «НеВа»
Название связано с тем, что эти вагоны должны возить людей по Невско-Василеостровской (№3) линии. Также название совпадает с главной рекой города.
Имеет модификации 81-556.1/557.1/558.1 и 81-556.2/557.2/558.2.
Вообще это первые поезда, которые созданы с помощью иностранцев (в данном случае с помощью чешской Шкоды. Чешские мозги обошлись дорого — получился контракт на 3,2 млрд рублей по ценам на июнь 2013 года.
81-722/723/724 «Юбилейный»
Похожи на вагоны «Яуза», которые ходили в Москве до 2019 года, однако серьёзно отличаются от них обновлённым экстерьером и более современным оборудованием, максимально унифицировав комплектующие с вагонами 81-760/761 «Ока», которые ходят в Москве. Приурочены к 60-летию петербургского метро.
81-725.1/726.1/727.1 «Балтиец»
Самый современный тип вагонов на момент публикации. В этих вагонах впервые в истории установлены прислонно-сдвижные двери (кузова вагонов «Балтиец» основаны на кузовах вагонов 81-765/766/767 «Москва»).
Особо обсуждаемыми стали USB-разъёмы в вагонах, кондиционеры и сквозные (межвагонные) проходы между вагонами. Изначально ничего из перечисленного не планировалось, однако были добавлены USB-разъёмы по просьбам горожан.
В заключение...
Так что, когда в следующий раз поедете в метро, задумайтесь: может, вы в каком-то редком вагоне едете...
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайки, подписывайтесь на блог, пишите комментарии, до новых встреч!