Когда в 1970 году Japan Airlines впервые начала эксплуатировать три В747-100, Азия была совсем другим местом. Несмотря на то, что война во Вьетнаме подходила к концу, она все еще была горячей, а падение Сайгона произошло через пять лет. США еще предстояло сблизиться с Китаем, а «экономические тигры" региона — Сингапур, Гонконг, Южная Корея и Тайвань — только начинали десятилетия бурного экономического роста.
Отражая незначительную важность Азиатско-Тихоокеанского региона в то время, данные Cirium показывают, что в 1970 году три В747 японской авиакомпании JAL были единственными, находившимися в эксплуатации в этой части мира, уступая флоту джамбо в Северной Америке с 76 единицами и 16 - в Европе.
По мере развития Азиатско-Тихоокеанского региона в 1970-х годах, чему помогали значительные иностранные инвестиции, авиаперевозки пользовались все большим спросом.
Это отразилось на росте количества В747 в регионе: в 1980 году, через 10 лет после его ввода в эксплуатацию, парк В747 в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наконец, превзошел европейский, насчитывая 132 находящихся в эксплуатации самолета по сравнению со 112 в Европе.
В 1980 году, по данным Cirium, JAL была крупнейшим оператором В747 в регионе с 32 единицами, за ней следовали Qantas Airways - 18 и Singapore Airlines - 15.
В том году у североамериканские перевозчики имели самый большой в мире парк В747 - 165. Но в 1982 году, когда экономика Азии продолжала расти, количество джамбо в Азиатско-Тихоокеанском регионе превзошел их парк в Северной Америке: 169 самолетов против 160. Из 542 самолетов, находящихся в эксплуатации в мире в 1982 году на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходилось 31%.
С этого момента доля В747 региона неуклонно росла. Чуть более двух десятилетий спустя, в 2004 году, 50% самолетов В747 в мире находились в эксплуатации у операторов Азиатско-Тихоокеанского региона. Это был пик эпохи В747-400, до появления В777-300ER и Airbus A380.
JAL, долгое время являвшаяся одним из ключевых операторов этого типа, в том году имела в эксплуатации 60 В747, за ней следовали Qantas - 33 и SIA - 28.
Из парка JAL 58 самолетов эксплуатировались как пассажирские, а 12 — как специализированные грузовые.
Тем не менее, дни В747 были сочтены с появлением новых типов и финансовым кризисом конца 2000-х годов. Количество В747 в Японии быстро уменьшилось, а JAL прекратила их эксплуатацию после серьезной реструктуризации в 2010 году. All Nippon Airlines, еще один крупный оператор, списала все свои В747 в марте 2014 года.
SIA, которая с любовью украсила свои В747-300 надписью «BIG TOP», а свои В747-400 — «MEGA-TOP», в 2012 году попрощалась со всеми пассажирскими джамбо. Бывший аэропорт Гонконга Кай Так вывел из эксплуатации последний пассажирский В747 в 2016 году.
Тем не менее, только в 2020 году, после сокрушительного удара эпидемии коронавируса, число В747 в Азиатско-Тихоокеанском регионе снова упало ниже, чем в США. В 2020 году авиакомпании АТР потеряли 36 самолетов В747, сократив их парк в регионе до 101 экземпляра, а парк В747 в США вырос до 130 в за счет увеличения количества грузовых самолетов.
В то время как мир размышляет о последней в истории доставке джамбо - В747-8F для Atlas Air, флот В747 в Азии становится тенью самого себя: 101 самолет по данным Cirium находится в эксплуатации и 29 - на хранении.
Asiana Airlines, со своей стороны, имеет единственный В747-400, который все еще находится в эксплуатации. Данные Cirium показывают, что этот самолет нечасто используется на рейсах из Сеула в Шанхай. Поставленный в 1997 году, этот самолет, вероятно, заканчивает свою службу.
96 самолетов Boeing 747 в Азиатско-Тихоокеанском регионе сегодня используются в качестве грузовых. Ключевые операторы - это Cathay Pacific, Korean Air, Asiana и SIA.
Четыре В747 могут похвастаться своей ролью в качестве транспортного средства главы государств. В Брунее и Южной Корее есть В747-8I, предназначенный для VIP-перевозок. Тем временем Air China использует один В747-400 и -8I для перевозки VIP-персон.
Долгая карьера В747 помогла создать современную Азию, которую мы знаем сегодня. Это, возможно, самый важный самолет в истории региона, соединяющий огромные расстояния внутри Азиатско-Тихоокеанского региона и соединяющий эту часть света с остальным миром.
Хотя ни один авиаперевозчик из Азиатско-Тихоокеанского региона больше никогда не примет новый В747 в Эверетте, этот тип навсегда будет ассоциироваться с золотым веком авиации.
Источник: FlightGlobal
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Все больше проблем у российских авиакомпаний, наказанных западными санкциями