В начале 50-х годов американская автоиндустрия была открыта для самых разных идей, которые неустанно генерировали дизайнеры и инженеры. Одной из таких удивительных новинок стал концепт 1956 года под названием Mercury XM Turnpike Cruiser, который по версии производителя являлся «четырехместным автомобилем будущего для путешествий по всей стране». Несмотря на то, что модель принадлежала компании Mercury, (и литеры ХМ в названии расшифровываются как eXperimental Mercury), её создателем был главный дизайнер компании Lincoln Джон Найджар (John Najjar).
Непосредственным строительством прототипа занимались специалисты итальянского ателье Ghia, использовавшие в качестве основы шасси грузовика Ford F250 1954 года с двигателем 292 V8. На создание модели, получившей сокращенное обозначение XMTC, по некоторым сведениям было потрачено $80 000 (или около $880 000 в эквиваленте 2023 года).
Несмотря на то, что в основе прототипа лежало грузовое шасси, его высота составила всего 134 сантиметра. Но главной отличительной особенностью XM Turnpike Cruiser стала крыша, которая словно парила в воздухе над нижней частью кузова. Она получила название Skylight, то есть «Небесный Свет» и позволяла обитателям салона «увидеть новые горизонты». Это становилось возможным благодаря тончайшим стойкам крыши, основную поддержку которой обеспечивало само панорамное остекление. Также в крышу были встроены два небольших люка, которые приподнимались по нажатию кнопки и облегчали посадку в салон.
На XMTC присутствовали и другие, не менее интересные концептуальные фишки. К примеру – двухцветная обивка салона из тонкой перчаточной кожи. Этот мягкий материал использовался также на дверных картах и на передней консоли, выполненной в совершенно невероятном аэрокосмическом стиле. Имелась система «сопровождения до дома», которая оставляла включенными передние фары примерно на 30 секунд.
Стандартный фордовский 292 V8 (4,8 л) под капотом XM Turnpike Cruiser был серьезным образом доработан. Степень сжатия была увеличена до 10:1, за подачу топлива отвечали два четырехкамерных карбюратора. Мощность силовой установки, присоединенной к автоматической трансмиссии Merc-O-Matic, составила 275 лошадиных сил.
В 1957 году концепт Mercury XM Turnpike Cruiser начал свое путешествие по различным американским автовыставкам, в том числе в Чикаго, Детройте, Кливленде и Нью-Йорке. А в 1957 году он даже выступил в роли пэйс-кара (автомобиля безопасности) в гонке Daytona Beach Grand National. Для того, чтобы перемещать машину по стране, производитель использовал специализированный грузовик с полуприцепом, который одновременно являлся и выставочным стендом. Этот грузовик сам по себе стоил коло 50 000 долларов.
XMTC пользовался огромным успехом у публики, и поэтому к 1957 году было решено создать серийную модель на его основе. Такой моделью стал удивительный двухдверный седан (а также четырехдверный хардтоп) Mercury Turnpike Cruiser Breezeway, который конечно же отличался от концепта, но всё-таки был достаточно уникальным авто не только по меркам компании Mercury, но и по меркам всего американского автопрома. Истории Mercury Breezeway уже было посвящено отдельное видео на канале АвтоТРЕНДЫ.