Пятый раз за утро Ольга протирала пол. А сколько ещё придётся за день? Скупая слеза одиноко катилась по щеке: каждый день одно и то же и никакого прогресса в лечении. Это раньше от безысходности, нехватки сил в конце дня падала от усталости и рыдала в подушку.
За три года жизни в аду, по-другому не назовешь теперь ее существование, женщина уже смирилась со своей участью. Сон урывками и то, только когда мама ляжет спать. А здесь полная непредсказуемость: то может по несколько суток не спать и носиться по дому как заводная. Откуда только и силы у неё берутся в её 75. То пытается куда-то бежать, а куда не помнит. Хорошо, что забор высокий да калитка на замке, поэтому дальше двора не убегает.
А бывает наоборот: целый день спит с небольшими перерывами на чаепитие. А потом всю ночь чудачит.
Первое время, когда у мамы еще была начальная стадия деменции, я работала. Зарплата и мамина пенсия, и мы безбедно сосуществовали. Огородик хоть и небольшой, но нам хватало овощей с него и в сезон поесть, и на зиму заготовить.
Переболев после вируса, мама уже тогда, то утюг забудет выключить, то слова начинала путать. Но тогда я это всё списывала на последствия после болезни или на обыкновенную возрастную забывчивость. Я иногда тоже что-то забываю…
Явные признаки деменции появились у неё после инсульта. Пока была в больнице — была лежачей. Уже дома — свежий воздух, домашний уход сделали свое дело, и через 4 месяца мама стала ходить.
Теперь тяжело сказать, что лучше: или когда она была лежачей, или когда стала ходить. Пока лежала, я твёрдо знала, что найду её всегда в одном и том же месте. Из всех её пакостей было только нежелание смириться с памперсами. Ну никак они не хотели породниться друг с другом. Для меня это было бы прекрасным выходом.
Но даже в тот период она умудрялась расстегнуть его. Разбирала на мелкие кусочки все его внутреннее наполнение. Каждый раз я заставала одну и ту же картину: она на кровати, а вокруг куча мелких белых кусочков. И хорошо, если памперс был еще пуст…
В общем, сами понимаете, всё под себя. 10 раз за день меняю постель, благо что теперь машинки стирают. Но всё равно потаскать её, перестилая постель — все руки вырвала, поясница уже не то что ноет.... А еще очень боялась пролежней.
Когда стала ходить, с этим делом стало полегче. Правда теперь весь её «урожай» собираю по дому. Со шваброй уже сроднилась.
С работы пришлось уволиться, кому нужен такой работник: у самой появилась рассеянность от постоянного недосыпания. Про работоспособность уже не говорю, на каждом шагу «клевала носом». Появилась нервозность и агрессивность к окружающим. Но слава богу вовремя обратилась к психологу. Она-то и помогла справиться с эмоциональным выгоранием, с раздражимостью и злостью.
Маме дали инвалидность, а мне пенсию по уходу за больной. Вот здесь и начались цветочки. Собранные за жизнь деньги таяли как прошлогодний снег. Хотя уже до этого запасы хорошо потрепал вирус. Все препараты для лечения дорогие были.
А здесь тоже, каждый поход к врачу — куча выписанных рецептов. Но без этого нельзя. После них она становилась спокойнее и состояние ее улучшилось. Раз в неделю приходила патронажная сестра, которая показывала как делать с ней упражнения, чтобы улучшить состояние. Но это была платная услуга.
Чтобы достать лишние деньги, решила дом обменять на квартиру, хотя бы однокомнатную. Но друзья быстро отговорили. И сама понимаю, как тяжело с таким больным в одной комнате. Но я не сдавалась. В доме три жилых комнаты — решила сдать одну студенту.
Но где там… Тут сама еле выдерживаешь. А посторонний человек — тем более. Через месяц переехал.
Многие советовали сдать маму в пансионат. Не сдавала не только из-за денег. Рука не поднималась: ведь она одна меня вырастила. По-всякому приходилось. Но она же не сдалась, не сдала меня в детдом? Хотя и времена были не простые.
Я ни в коем случае не осуждаю тех, кто сдаёт родителей в пансионаты и дома престарелых. Осуждение — это последнее дело. Такое решение тяжело дается. Они и так страдают от своей вины. Уход за больным деменцией — это не только морально тяжело. Это значит, что ты постоянно привязан и должен находиться рядом.
Честно признаюсь, пансионат — это всё-таки во многих случаях выход. Всё-таки там специально обученные люди занимаются обслуживанием таких больных. Да и они чужие для стариков, поэтому не так разрывается сердце и не страдает душа. Психологически намного легче.
Но пансионат — недешёвое удовольствие. Не каждому по карману и не каждый потянет. Поэтому поделюсь своими рекомендациями по уходу за такими больными. Возможно, они кому-нибудь пригодятся.
Рекомендации из жизни и опыта
По совету приходящей медсестры оставляю теперь ночью около туалета свет. А если мать проснулась ночью, стараюсь довести её до туалета. Пыталась оставлять открытые двери. Проследить, чтобы все туалетные процедуры были выполнены в полной мере. Но мать агрессивно на это реагирует, пришлось от этого отказаться. Какое-то стеснение еще осталось и дверь в туалет закрываю.
Но теперь реже приходится плясать со шваброй. В периоды просветления мама сказала, что бывает, терпит до последнего. А бывает просто не помнит, где туалет. Поэтому и делает все эти дела там, где ей кажется, что это туалет.
А чтобы она больше не терпела, я устроила ей так называемый туалетный режим: вожу в туалет по расписанию каждый час. Каждый для себя может сам подобрать такое расписание, если понаблюдать за своим больным. Важно еще и правильные слова подобрать, на которые человек не реагирует с агрессией.
А ещё у нас одна победа. Теперь каждое утро на тумбочку кладу ей новое бельё. Смена белья уже вошла у нас в ритуал. Теперь не приходится силой снимать испачканную одежду. Даже днем, если видит на тумбочке одежду — она сразу переодевается. Просто на автомате.
Теперь уже знаю, как справляться если придётся снова одеть памперсы. Оказывается, есть специальные комбинезоны с застежкой сзади. Тогда больной не сможет расстегнуть комбинезон и убрать памперс.
А ещё я заметила, что как бы тяжело не было, если к ней с любовью и лаской, то и меньше остаётся агрессии. Часто ставлю себя на место такого больного. Отношусь к маме так, как хотела, чтобы относились бы ко мне.
Мои советы простые и кажутся такими обыденными в жизни. Но, возможно, они кому-то помогут легче справиться в такое непростое время.
Дорогие читатели, поделитесь своими наблюдениями и рекомендациями по уходу за больными деменцией.