Найти тему
Каулики

9 уровней шактипата в Кашмирском шиваизме

Оглавление

Шактипата — это нисхождение божественной благодати (ануграхи) Господа Шивы на человека. Такого рода откровение не могут получить люди исключительно одними личными усилиями. Поскольку обычный человек не в состоянии полностью постичь природу Господа Шивы, это понимание никогда не сможет стать его личным достижением. Сокрытие (невежество) и милость (благодать) исходят только от Господа Шивы. И лишь получившие божественную шактипату способны проявлять интерес к истинным знаниям (джняне).

Шактипата иногда приходит от контакта с реализованным мудрецом, который открывает ищущему его истинную природу. Это происходит посредством дикши (инициации), поскольку такой учитель подобен Господу Шиве, то он может силой своей воли направить человека к Сознанию Господа. Однако считается, что желание кандидата получить посвящение от дикши само по себе ярчайший признак того, что он уже получил шактипату Шивы. Поэтому:

Бхакти по отношению к Шиве — это шактипата.

В 13 главе «Тантралоки» девять степеней шактипаты представлены следующим образом:

9 видов шактипаты, шкала интенсивности
9 видов шактипаты, шкала интенсивности

Абхинавагупта разделяет шактипату на три основных вида:

  1. Тивра — интенсивный или быстрый
  2. Мадхья — умеренный или средний
  3. Манда — мягкий или медленный

Кждый из этих видов далее подразделяется на подвиды: быстрый, средний и медленный, что приводит в сумме к девяти видам шактипаты. Далее приводятся особенности этих девяти видов, согласно их описанию в «Тантралоке» и «Тантрасаре».

Интенсивная шкала:

  1. Тивра-тивра — очень интенсивная, высшая степень
  2. Мадхья-тивра — умеренная, средне-интенсивная степень
  3. Манда-тивра — мягкая, но интенсивная степень

Тивра-Тивра

Те, кто получают высшую степень шактипаты (тивра-тивра), немедленно умирают как человеческое существо и обретают спасение. Поэтому им не нужны ни упаи (практики и методы), ни дикша (инициация от Гуру), ни ритуалы. Это спонтанный акт самореализации, известный как видехамукти. Некоторые могут покинуть физическое тело вскоре после этого или немного позже, но их тело будет пребывать в состоянии полного бесчувствия, оставаясь всё время в интровертном самадхи.

Мадхья-Тивра

С помощью мадхья-тивра-шактипаты (средней интенсивности) всё невежество исчезает, и человек обретает освобождение без учителя.

Этот уровень делится ещё на 2:

  • «самсиддхика» или «акальпита» — относится к совершенному духовному мастеру, поскольку тот, кто получает эту степень шактипаты, автоматически считается учителем
  • «акальпита-кальпака» — тоже относится к мастеру, но которому всё же пришлось практиковать садхану некоторое время и он рассеял свои сомнения при помощи священных писаний

Теперь подробнее о них:

  1. Акальпита приобретает интуитивное знание (пратибха) полностью самостоятельно. Но поскольку ему придется полагаться на шастры (священные писания), чтобы помогать другим, то говорят, что он инициирован божествами, которые на самом деле являются ни чем иным, как его сознанием.
  2. Акальпита-кальпака (буквально «не сотворенный, а самосотворенный»), тоже не зависит от учителя (поэтому он «акальпита»), но поскольку его «пратибха» (интуитивное знание) несовершенна, он должен утвердить свою пратибху с опорой на различные техники, описанные в шастрах (бхавана, дхьяна, дхарана, джапа и т.д.). Он должен практиковать дикшу (инициацию) самому себе в воображении, и в случае акальпита-кальпаки можно полагаться на любой метод, принадлежащий к трём упаям (шабхавопая, шактопая, анавопая) для подтверждения своего интуитивного знания.

На мадхья-тивра уровне развиваются сверхъестественные способности, называемые йога-сиддхи, поскольку такие йогины достигают полного контроля над всеми 36 таттвами. Также они постигают суть всех шастр и священных писаний, поэтому могут с легкостью устранять интеллектуальное невежество учеников.

Манда-Тивра

Манда-тивра-шактипата (мягкая по шкале интенсивности) так же условно делится на 2 уровня и определяется следующим образом:

Благодаря силе интенсивной шакти и союзу с силой воли Шивы, рождается желание приблизиться к хорошему учителю. (Тантралока XIII. 218)
Если степень шактипаты высока, ученик получит учителя категории «акальпита», если же низка — учителя с обычной дикшей (самскрита). (Тантралока XIII. 224a)
Также сказано, что ученик, получивший учителя «акальпита», достигнет дживанмукти в момент своей инициации (дикши). (Тантралока XIII. 225-226)
Эта дикша, передаваемая учителем акальпитой, может происходить различными способами, такими как беседа (катхана), простая встреча (самгама), совместное созерцание (авалокана), объяснение шастр, прямой перенос осознавания (самкрамана), величием мантры или мудры, действием (крийя), проникновением во внутреннюю прану (каула-дикша). (Тантралока. XIII. 227b-229a)

Таким образом, дикша является прямым средством для освобождения тех, кто имеет привилегию учителя «акальпита». Что же касается остальных, то они получают учителя «самскрита», такого кто очистился путем длительных и усердных аскетичных садхан. Хотя этому нет никакого объяснения, считается, что такие садхаки должны быть в состоянии достичь дживанмукти так же, как и их учитель после длительного периода практики.

Ученик, направляемый к хорошему учителю служит ему, и, удовлетворив учителя, инициируется им; ученик достигает состояния Шивы в момент дикши или после периода наслаждения (упабхогад ва) или после своей смерти (дехапатат).
Первый случай, когда ученик достигает соединения с Шивой в ходе дикши, соответствует случаю обретение учителя акальпита, поэтому второй (упабхогад) должен соответствовать случаю тех, кто обретает учителя «самскрита». (Тантралока.XIII. 234b-239).

Абхинавагупта объясняет, что третья (дехапатат) — это случай немедленно освобождающей дикши (садьйонирванада дикша).

Эта дикша дается только тем, кто находится на смертном одре и которые проявляют желание получить шактипат (настоятельные просьбы умирающего, его семьи или друзей). (Тантралока. XIX. 5)

Эта посмертная дикша классифицируется как интенсивная степень манда-тивра-шактипаты, потому, что интервал между получением и спасением должен быть очень коротким.

Теперь идет средняя шкала интенсивности:

  1. Тивра-мадхья — очень интенсивная по средней шкале
  2. Мадхья-мадхья — умеренная по средней шкале
  3. Манда-мадхья — мягкая по средней шкале

Тивра-Мадхья

Тивра-мадхья-шактипата (самая интенсивная по средней шкале) определяется следующим образом:

В случае тивра-мадхьи человек не может с уверенностью узнать свою природу Шивы после ритуала дикши, и становится единым с Шивой только в момент смерти. (Тантралока. XIX. 240b-241a)

Это соответствует обычным посвященным (путракам), которые не могут достичь дживанмукти, освободиться при жизни тела. Благодаря своей преданности Гуру, они получают видехамукти, освобождение после смерти тела.

Мадхья-Мадхья

Мадхья-мадхья-шактипата (средняя по средней шкале) объясняется так:

Те, кто получил мадхья-мадхья-шактипату (среднюю по средней шкале интенсивности), остаются «бубхукшу», хоть они и стремятся достичь состояния Шивы, всё же они становятся Шивой только после того, как насладились таттвой, к которой их присоединил их учитель в момент дикши. (Тантралока. XIII. 242b-243a)

Так обстоит дело с садхакой, которого учитель в конце дикши (после соединения его с Шивой) связывает с соответствующей таттвой (например, с землей) в глубокой медитации, которую садхака практикует после завершения дикши. В результате этого садхак обретает различные сиддхи, касающиеся рассматриваемой таттвы.

Манда-Мадхья

В случае манда-мадхья-шактипаты (мягкой на среднем уровне) наслаждение сиддхами, относящимися к соответствующей присоединенной таттве происходит не в этой жизни, а в следующей.

... И в конце следующей реинкарнации он соединится с Шивой (Тантралока. XIII. 243б-244а)
Однако существуют градации этой степени, в результате чего может произойти более одного перевоплощения, а также наслаждение сиддхами может быть более или менее интенсивным (Тантралока. XIII. 244б-245а)


В случае тивра-манда, мадхья-манда и манда-манда-шактипаты (интенсивной, средней и слабой на мягкой шкале соответственно) ученик всё больше стремится к наслаждению мирскими удовольствиями.

Тем не менее, он всё еще может достичь состояния Шивы в конце, после длительных трансмиграций. Хотя ему, возможно, придется дождаться растворения Вселенной, т.е. её повторного поглощения Шивой. (Тантралока. XIII. 245б-246а)

Далее идет мягкая шкала интенсивности:

  1. Тивра-манда — самая интенсивная по мягкой шкале
  2. Мадхья-манда — умеренная по мягкой шкале
  3. Манда-манда — мягкая по мягкой шкале

Тивра-Манда

Благодаря силе тивра-манда-шактипаты (интенсивной на мягкой шкале) садхак автоматически достигает союза с Шивой после продолжительного периода наслаждения мирскими удовольствиями в текущей и будущих жизнях.

Мадхья-Манда

В случае мадхья-манда-шактипаты (средней на мягкой шкале интенсивности), чтобы достичь Шивы, садхак должен быть снова инициирован владычицей мира Бхуванешвари, в котором он переродится для самореализации. Бхуванешвари символизирует собой пространство Сознания (чит-акаша).

Манда-Манда

Манда-манда-шактипата (мягкая на мягкой шкале интенсивности) вынуждает садхака пройти через различные состояния наслаждения в верхних мирах, таких как салокья, самипья и саюджья, пока он снова не получит посвящение и не достигнет конечной цели, единства с Шивой.

Таким образом, можно сделать вывод, что только интенсивный вид шактипаты (тивра), посылаемой самим Господом Шивой, может дать стремящемуся мгновенное освобождение.