Настоящая статья посвящена Александринскому Бирюзовому сервизу. Ансамбль был заказан на ИФЗ в 1899-м году, и стал одним из последних (последним стал Пурпуровый, о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/carskoselskii-purpurovyi-serviz-19041908-63b8588f7ce65b1a783a3) парадных дворцовых сервизов. Свое двойное название получил, во-первых, в честь заказчицы - императрицы Александры Фёдоровны, и во-вторых, по бирюзовому цвету крытья. Основной состав был исполнен в 1902-м году. Но в 1903-м году было выполнено дополнение к основному составу. Вот пример из "дополнения" - кроншал (от нем. Kronschale – чаша с крышкой: глубокое блюдо с высокой крышкой, используемое для подачи горячих блюд; в русской традиции такое наименовании использовалось и для названия приборов без крышки - для подачи холодных блюд). В галерее ниже представлен кроншал Александринского сервиза, а затем (для сравнения) - изображение кроншала европейской (французской или английской) выделки XIX-го века в похожем декоре "под Севр". Практически близнецы-братья! См. галерею ниже...
В выделке данного сервиза (как и последующего - Пурпурового) было применено технологическое новшество - золочение по рисунку, выполненному мастикой. В результате получается эффект накладного золота, видимо выступающего над уровнем поверхности, что вызывает у зрителя неподдельное изумление. При этом, как оказалось, роспись производится быстрее. И до сих пор такая технология применяется для декора премиальных фарфоровых наборов \сервизов с ценой значительно выше средней...
В настоящее время предметы сервиза "путешествуют" по многочисленным выставкам. Одной из первых современных тематических выставок, посвящённых дворцовой фарфоровой посуде, стала выставка, проходившая с 7 декабря 2016 года по 20 марта 2017 года в Эрмитаже под названием "Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века" из цикла "Поднесение к Рождеству". Не знаю, кому принадлежит сама идея, но ответственной за выставку была Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, которая прекрасно справилась с поставленной задачей.
В целом в декоре сервиз копирует сервизы Севрской мануфактуры XVIII-XIX-го веков, а также сервизы английских фирм периода "второго (третьего) РОКОКО" (т.е. 1840-1850-х годов), которые сами по себе копировали Севр. Казалось бы, выбор декора с чисто рокальными мотивами для сервиза в то время, когда в мире расцвёл АР-НУВО, странен... На первый взгляд. Но достаточно вспомнить, что сервиз предназначался для Зимнего дворца - одного из самый известных строений Санкт-Петербурга, возведённого Б.Ф. Растрелли в стиле пышного ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО БАРОККО с элементами французского РОКОКО в интерьерах, как всё встаёт на свои места, и логика в подобном заказе прослеживается.
Наверняка читателей интересует информация, на какое количество персон (кувертов) был рассчитан сервиз, и какое количество всего было сделано предметов? К сожалению, такой информации в "сети" я не обнаружил (сколько не искал), но если кто знает и поделится (лучше - со ссылкой) в комментариях, это будет здорово и важно для всех. Если же проводить аналогию с Пурпуровым сервизом, предназначенным для приёмов в Екатерининском дворце Царского Села, изготовление которого началось сразу же после завершения работы над Александринским Бирюзовым, то общее количество предметов сервиза должно находиться в границах 1000-1500 штук. На настоящий момент в кладовых Эрмитажа хранится всего 14 предмета сервиза, что опосредованно говорит о том, что основной состав сервиза был распродан (в основном - за границу) в 1920-1930-е годы (и до сих пор предметы сервиза появляются на аукционах и прочих торговых площадках). Со всеми предметами ансамбля, что хранятся ныне в Эрмитаже (исключая уже представленный кроншал), их размерами и годами создания можно ознакомиться в галерее ниже...
Назвать сервиз оригинальным невозможно, но в интерьеры Зимнего дворца, он, безусловно, вписался бы.
Также у читателей есть возможность узнать, по какой цене на свободном рынке продаются предметы данного сервиза сейчас. Думаю, стоит ориентироваться на цену из скрин-шота, приведённого ниже (считая это за минимум без учёта инфляции)...
Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.