Когда я была беременная я изучила целый пласт информацию об уходе за малышом и воспитании. К родам я уже точно знала ряд вещей которых я буду придерживаться. Например,
- Я буду кормить ребенка грудью по требованию (мда, именно поэтому, когда мне в роддоме сказали кормить через каждые три часа, а мой ребенок заливался слезами, я вместо того, чтобы придерживаться своего принципа, сидела и ломала голову);
- Я не буду обрабатывать пупок зеленкой (хаха сказала я позже, стоя у пеленального столика с ватной палочкой и банкой зеленки дважды в день в течении недели);
- Я не буду кутать ребенка, а буду соблюдать конкретный температурный режим (ну этому принципу я не изменяю по сей день).
Как вы понимаете, огромное количество информации столкнулось с айсберг под названием «реальность» и стало либо неактуально для моей ситуации, либо было недостаточно изучено.
В плане сна: я коснулась лишь крупицы информации и ту очень быстро затеряла в памяти, видимо считала, что это не будет какой-либо проблемной областью.
И вот долгожданный момент, мы с Кириллом лежим в роддоме, я радуюсь моменту единения, он недоумевает происходящим вокруг него, а трудности со сном медленно и плавно подступают к нам.
Первый сутки Кирилл в целом спал сладко и прерывал свой сон на покушать. Но на вторые сутки ко мне стало приходить понимание, что все будет не так гладко: просил есть и просыпался он чаще, чем об этом говорилось в книгах, а спал меньше. А вершиной всего стал тот момент, когда он проснулся около 4 утра и не спал до 6 часов.
Это был первый раз, когда я взяла его спать с собой. В дальнейшем Кирилл более менее крепко спал днем, а ночью просыпался от каждого шороха. Я понимала, что многие детки путают день и ночь, и влиять на это не следует.
Затем мы приехали домой и первые две недели я наслаждалась материнством, а Кирилл спал.
Все стало сыпаться, когда Кириллу было три недели. Дал о себе знать животик. Малыш требовал постоянного внимания, засыпал и спал он исключительно на руках, больше и речи не было о кроватки.
И тут я сделала то, что меня как спасло, так и утопило еще глубже. Я стала изучать всевозможную информацию, относящиеся ко сну: куча страниц в интернете, гайды, книги, сайты. Для меня уже не были новыми слова время бодорствования, окно в сон, спокойное и активное бодорствование, перегул и тд. Я нашла эти чертовы таблицы с нормами сна (забегая вперед именно эта информация и стала губительной).
Началась «работа» по нажаливанию сна. Я пыталась поймать это окно в сон, следила за временем, но все становилось только хуже: Кирилл спал только на руках, я не могла его переложить, добавились капризы при укладывании, грудь больше не была способом засыпания, сны длились не больше 10-15 минут. Я боялась этого страшного зверя-перегула.
В общем, ситуация была такая. Мы просыпались в 6 утра, Кирилл гулял немного и как только он начинал капризничать, я начинала укладывать. Малыш начинал выгибаться, плакать и с горем пополам засыпал на руках. Положить я его не могла, так как он сразу начинал плакать и просить грудь. В итоге я садилась на диване между двумя подушками и пыталась поспать держа его на руках. Такой сон длился минут 10, пока не начинался плач, и я предпринимала попытку продлить сон. У меня либо получалось и мы «спали» еще минут 5-10, либо приходилось вставать и носить его на руках, дабы успокоить малыша. После такого сна Кирилл гулял от силы пол часа и опять, ведомая мыслью, что он должен спать много, пыталась уложить.
И так проходил весь день. Единственное мое спасение в этот период было это то, что были дни, когда Кирилл засыпал вечером и спал сначала час на груди, а потом еще час без нее. Встать я от него все равно не могла, но все же это был он, долгий сон.
Что происходило со мной трудно описать словами. Я до сих пор не знаю как я выжила в таком ритме. Я не могла сходить в туалет, в душ, приготовить поесть, собственно поесть. Муж в другом городе, а я тут одна. Моим спасением была улица: там под постоянные катания коляски Кирилл мог поспать минут 40.
Когда сыну исполнилось три месяца, мучения с животиком стали сходить на нет, и о чудо, случился первый долгий первый дневной сон.
Как сейчас помню, я уложила его спать, и держа его на руках, легла с ним, а проснулась через полтора часа. Я никогда не была так рада, как в тот момент. На следующий день все повторилось и теперь Кирилл стал спать не 7-15 минут, а полноценные 40-80 минут.
Да, он спал только с сисей во рту, как я называю на подсосе, либо только в катящейся коляске, но он спал!!! Я не могла уйти от него во время сна, но я могла лечь с ним и поспать тоже.
В это время укладывания становятся еще более трудными, я все еще ссылаюсь на перегул и заставляю Кирилла засыпать сквозь слезы и выгибания.
Честно говоря, мало кто знает, но этот период я держалась из последних сил. Сколько раз я повышала голос на сына, хотела кинуть его на диван. Меня спасала одна мысль- это знание о синдроме встряхнутого ребенка и понимание того, как я важна ему сейчас, в этом моменте. Сколько раз я сползала по стенке ванной в слезах и непонимании что делать дальше. Как сейчас помню: я иду в солнечных очках, качу коляску, а по щекам текут слезы. Помощи мне ждать было не от кого, муж приезжал на выходные, но спасением это не было, так как укладывать все равно нужно было мне. Я просыпалась с желанием, чтобы этот день быстрее закончился. Ничто не радовало меня. Каждый сон - это каторга, куча злости, бессилия и желания, чтобы Кирилл нормально засыпал.
Примерно в пять месяцев я наткнулась на страничку в инстаграм, где специалист рассказывала о недогуле у деток, я написала этой девушке, и получила короткое объяснение, что все эти нормы настолько индивидуально, и мне следует увеличить время бодорствования малыша.
Это было лучшим решением, позволить себе ее платную консультацию я не могла (стоила она около 7 тыс), но и того комментария мне хватило.
Я стала давать Кириллу дольше гулять и наконец то он стал засыпать быстрее, постепенно уходил сон на подсосе. Уйти от него я еще не могла, но уже пару раз просто могла сесть рядом на пол и спокойно ждать пробуждения.
Кажется, что мне даже дышать тогда стало легче.
Если резюмируя, то я почти 6 месяцев загоняла Кирилла в круг недогула.
Кратко: круг недогула- это когда мы начинаем укладывать ребенка, когда он не хочет спать. Малыш начинает активно показывать «мам, я не хочу спать», протестует, плачет, выгибается. И к моменту, когда ему уже реально нужно спать, он настолько перевозбужден, что уснуть уже не так просто. Это может быть немного похоже, если мы быстро быстро едем на велосипеде, а потом в один момент ложимся и пытаемся уснуть, эмоции нам просто не дадут. По итогу малыш либо засыпает и постоянно подрывается в слезах из-за эмоции, либо спит неглубо и просыпается от каждого шороха, ну и в цели чаще всего спит недолго.
Когда же я обратилась к консультанту по сну?
Когда Кириллу было семь месяцев, он все также спал на подсосе большинство времени. Я уже постепенно ушла от постоянного катания в коляске (только первые минут 20-30 нужно было катать).
Я все равно была 24/7 с ним, и не имела этого призрачного времени для себя во время сна, так как уйти от него не могла.
И тут посыпалась ночь: сын стал просыпаться ночью каждые пол часа. Одна ночь, вторая, третья.
Тут уже я решила, что с меня хватит и написала консультанту.
Знаете, этот сон на сисе всю ночь, с просыпанием каждые полчаса в сравнением с первыми месяцами не было для меня настолько ужасным, но видимо сил справиться с этим у меня уже не было.
Я заполняла дневник сна в течении 5 дней, там я отмечала время пробуждения и засыпания, комментировала как он засыпал и какие были трудности.
По итогу я получила четкие рекомендации: сколько должен быть сон, сколько гуляние. Первое время мне было жалко будить Кирилла днём, чтобы его сон не был слишком длинным, было тяжело тянуть его время бодрствования. И поэтому я не сильно то следовало рекомендациям.
Через неделю я всё-таки начала их выполнять. У меня не получалось тянуть время бодрствования Кирилла, и я написала консультанту.
Были получены новые рекомендации и и спустя два дня ситуация стала налаживаться.
Наконец-то у меня получилось переложить Кирилла в кроватку, исчез сон на постоянном подсосе и самое главное у меня появилось время на себя!!!
Да, спустя почти восемь месяцев я получила время для себя, время когда я могу спокойно сходить в туалет, спокойно помыться, посидеть в телефоне, попить чай, приготовить покушать, накраситься, убраться, почитать, да банально просто полежать на диване! Одна. Без ребёнка.
Если бы сейчас я вернулась в то время, когда только появился Кирилл, наверно я уже не пожалела бы никакие деньги и обратилась бы к специалисту. Потому что сон оказался слабой стороной у Кирилла. Даже сейчас в первую очередь страдает именно сон: перевозбужился перед сном, недогулял и тут же летит ночь.
Я понимаю, что есть очень много бесплатной информации в интернете. А также я понимаю, что не у всех деток возникает проблемы со сном. Даже в моем окружении есть несколько семей с маленькими детьми, и их дети вполне неплохо спят, никто из них не рассказывал о том, что им приходилось на протяжении многих месяцев спать, сидя с ребёнком, так как он спит только на руках и только с сисей во рту. Но и я полгода назад не знала, что моя проблема может раздуться до таких размеров.
Поэтому если у вас возникла проблема со сном малыша, это конечно решать только вам обращаться к консультанту или нет, но я считаю, что лучше найти хорошего специалиста и решить эту проблему с ним, чем пытаться решить её самостоятельно и про мучиться многие месяцы.
И кстати, может у кого-то сложиться мнение, что я такая дурочка полезла искать информацию про сон и сама испортила всё, но скажу, что совет изучить подробнее про особенности сна малышей дал мне хороший невролог. Просто информацией этой, как оказалось, нужно уметь пользоваться правильно.
Если есть вопросы по поводу работы с консультантом, то я готова ответит на них.