Самооценка – это интересный феномен человеческой психики. Можете - ли вы себе представить, что самооценка сформируется у человека, который исключен из человеческого сообщества? Исходя из чего, он сможет составить представление о себе, если рядом нет других?
С самого младенчества мы получаем опыт своей значимости. Первый человек, который дает этот опыт - наши мамы. Отцы, бабушки, дедушки тоже дают нам обратную связь о том, какие мы и что значим для них. В разных семьях по-разному нам, если не сообщают прямо, то дают понять другими способами, насколько мы важны такими, какими существуем. Если мы получаем опыт безусловного (без особых условий) принятия, то вопрос о собственной самооценке для нас не будет звучать особенно громко. Если нас часто сравнивают с другими детьми, с идеальными представлениями родителей о ребенке, то мы привыкаем к этому способу и в дальнейшем продолжаем находить других, ориентируясь на которых оцениваем себя. Если этот пост читают родители, для которых важно сформировать адекватную самооценку у ребенка, предлагаю задуматься над этим вопросом. Наши взаимоотношения устроены так, что без оценивания в них не обойтись, однако выход есть. Оценивайте приобретаемые навыки ребенка в сравнении с тем временем, когда они были слабо сформированы. То есть, сравнивайте «до» и «после», а не «у других» и «у тебя». Попробуйте давать оценку поступкам ребенка, а не ему самому. Говорите ребенку о том, что чувствуете, если он поступает так, как вам нравится, или наоборот. Так малышу будет проще понять, как его поведение влияет на вас. Он сможет оценить степень своего хорошего и плохого поведения и его последствия.
Из описанного выше следует, что в формировании самооценки принимают участие близкие люди, в первую очередь родители и семья.
Подрастая, ребенок попадает в более обширный круг взаимодействия. В начале, это детский сад, а затем школа. В этот период жизни на самооценку ребенка влияют воспитатели и учителя. Не нужно недооценивать это влияние. На моих консультациях взрослые могут испытывать очень сильные эмоции, вспоминая травматичный опыт взаимоотношений с воспитателем, или учителем. Это случается, когда всплывают воспоминания о том, что педагог сравнивал его с другим, «хорошим» мальчиком, или девочкой. Безопаснее для формирования самооценки говорить о «хороших – плохих» поступках ребенка. Об их соответствии правилам, нормам. Согласитесь, что информативнее услышать «так делать нельзя, потому что…», чем «ты плохой, с тобой нельзя дружить». Оценки в школе тоже влияют на самооценку ребенка. Но! Очень важно то, как к этим оценкам относятся в семье. Если они становятся шкалой принятия – непринятия ребенка, ждите неприятностей в будущем. Невротизация на фоне школьных оценок – не лучшее начало взрослой жизни. «Комплекс отличника» может сделать ее невыносимой.
Если в детском саду и младшей школе на формирование самооценки в большей степени влияют взрослые, то в средней, старшей школе и в других учебных заведениях к этому добавляется оценивание сверстниками. Здесь очень важными становятся те личные качества, умения, навыки, которые есть у индивида. На передний план выходит социальная значимость человека. Группа, общество оценивает насколько данный, конкретный человек важен для других, а человек получает обратную связь о своей значимости для социума и добавляет этот фактор в свою самооценку. Многие из нас помнят, или знают, насколько трудно приходится взаимодействовать с подростками. Переходный возраст труден не только из-за происходящих гормональных изменений, но и в силу важного периода формирования взрослой личности. Самооценка человека в этот период наиболее уязвима. Подростки часто задаются вопросами: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каким меня видят другие?», «Как с ними взаимодействовать?». Они одновременно хотят быть своим среди других и отличаться от них. На нахождение баланса может уйти несколько лет. В итоге человек приобщает к своей самооценке социальный статус, социальную уверенность, социальную значимость, социальную ответственность, социальные потребности, или социальную отчужденность.
Вторым фактором, влияющим на самооценку, является круг значимых других или референтная группа (референтность - отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц).
Во взрослой жизни в формировании самооценки участвует рефлексивное мышление. (Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы). Если на первых двух этапах для нас наиболее важно мнение извне, то позже мы больше опираемся на актуальное сравнение себя с другими, сравнение реального и идеального Я, измерение результатов своей деятельности.
Если представить себе формирование самооценки в виде пирамиды, то в ее основании будет находиться оценка родителей, семьи. Это база для формирования адекватной, или не адекватной (низкой, завышенной) самооценки. На эту базу накладывается мнение других или референтной группы (происходит коррекция базового самовосприятия). Чуть позже в формировании самооценки участвуют: актуальное сравнение с другими, сравнение реального и идеального Я, измерение результатов своей деятельности.
Это довольно условная схема, призванная скорее схематично объяснить, как формируется самооценка большинства людей, чем дать научное понимание этого сложного процесса. Не нужно забывать, что все описанные факторы влияют на каждого человека по-разному. Они могут возникать в жизни раньше, или позже, смешиваться, появляться и влиять в разном объеме. Однако, можно точно говорить о том, что на самооценку человека влияют как другие люди, так и свойства личности, присущие каждому в отдельности.
Как повысить самооценку я напишу в следующей публикации.