Найти тему

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Оглавление

Клиенты и подписчики часто спрашивают, что же это за такой ГЕШТАЛЬТ в психологии? У многих людей на слуху психоанализ и КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) и о них хоть что-то да понятно, известно...

А загадочный ГЕШТАЛЬТ-подход все-еще мало понятен для большинства...

Сегодня получился такой теоретически-философский пост )) Для тех, кто не задавался такими вопросами - возможно будет скучновато... А для иных интересно )

Итак, наткнулась сегодня на пост одного из моих учителей - директора ВЕГИ (Восточно-Европейского Гештальт Института), Павлова Константина. Красивый текст. Сначала приведу его полностью, а потом немного поясню:

"В Гештальт-подходе есть две крупные тактики.
Одна звучит "Прерывание прерывания. Найди, где гармония разрушена, и разрушь разрушающий механизм". Это - условно "клиническая" модель
Вторая звучит "Увидь существующую ситуацию в Системе как оптимальную для чего-то и ради чего-то. И потом уже подумаем о цене сложившегося равновесия". Это - условно "развитийная" модель
Глядя на динамику нынешней ситуации в Мире, я думаю о том, как много людей искренне выбирают первый вариант. Добрые люди очень легко поляризуются на этой почве, и каждая из многолярностей искренне готова "прервать чужое прерывание". И это - путь длящейся боли и нескончаемой ненависти
И никто, похоже, не готов не только прервать своё, но и хоть на минутку задуматься над тем, как же оно всё именно так сложилось, из чего, зачем, для чего оптимально? Ведь то, как мы живём, есть векторная сумма наших усилий, не так ли? Или кто-то не участвует в уравнении?"

Теперь немного поясню

Во-первых, в гештальт-подходе мы верим в организмическую саморегуляцию. Саморегуляция организма иными словами. Это означает, что если человеку никак не мешать, то он будет развиваться гармонично и в каждый момент жизни сам будет выбирать наилучшие для себя пути, варианты, способы жить

Иллюстрация Элины Эллис
Иллюстрация Элины Эллис

Почему же человек обращается к психологу?

Многие люди, которые стыдятся идти к специалисту, говорят так: "Неужели я, взрослый человек, сам не додумаюсь, как мне правильно жить? Я же не глупее психолога, в конце концов. Зачем мне чужие советы?"

И люди так говорят, потому что многие до сих пор не понимают, с чем же работает психолог. Советы мы стараемся вообще никогда не давать (более того, полагаю, что ряд моих клиентов - это люди, которые гораздо умнее меня). Советы мы даем в крайних случаях...

В гештальт-подходе мы работаем с механизмами прерывания. Это как раз те самые механизмы, которые нарушают естественный процесс организмической саморегуляции! И задача психолога - помочь человеку осознать, что мешает ему делать те самые естественные ЛУЧШИЕ выборы самостоятельно! Осознать, обнаружить, увидеть этот механизм и начать работать с ним, чтобы саморегуляция организма восстановилась

Иными словами - задача психолога в гештальт-подходе - не дать человеку совет о том, как ему лучше поступить - а помочь ему осознать, обнаружить механизм, который мешает ему делать наилучшие выборы для себя самостоятельно. И работая с этими механизмами, мы восстанавливаем ту самую организмическую саморегуляцию!

Человек когда-то жил в крайне негармоничных условиях, возможно даже получил серьезные психотравмы, в следствие чего психика сформировала некий защитный механизм (по психоанализу) или механизм прерывания (в терминологии гештальт-подхода), который помог человеку выживать в тех условиях, в которых он оказался

Иллюстрация Элины Эллис
Иллюстрация Элины Эллис

Давайте приведу конкретный пример для понимания

Например, когда некий ребенок в детстве злился, проявлял агрессию, он мог столкнуться с недовольством родителей в таких своих проявлениях. В лучшем случае они его отвергали: "Хорошие девочки не злятся", "Такой ты нам не нравишься", "Если будешь драться - мы тебя отдадим дяде-милиционеру" и т.п. В более тяжелых случаях ребенку могло "прилететь" что-нибудь похлеще - оплеуха, лишение каких-то благ или еще что-то более болезненное...

Что мы наблюдаем?

Ребенок ведет себя естественно - он проявляет агрессию, если его обидели, нарушили его границы, отобрали что-то личное. Это абсолютно нормальный, естественный процесс. Никто на ровном месте просто так не агрессирует (ну если нет органических нарушений нервной системы). А родители запрещают ему такое естественное, нормальное поведение. И чтобы не сталкиваться с отвержением, болью - ребенок начинает неосознанно блокировать проявление агрессии. В тот период жизни этот "защитный механизм" или "механизм прерывания" его спасает от лишнего стресса

Потом он вырос и мы можем обнаружить, что вполне себе взрослый, самостоятельный человек не способен защитить свои границы, дать отпор обидчикам. И головой он понимает, что это не правильно, и хотелось бы быть более смелым, решительным, но психика сопротивляется...

То есть когда-то, в детстве, сформировался защитный механизм, который помогал ребенку избегать лишних стрессов в контакте со взрослыми. Но теперь он сам стал взрослым. И защита, которая когда-то его спасала, стала ему мешать... Вот здесь-то и нужна помощь психолога - обнаружить причины проблемы клиента и помочь ему измениться...

Возвращаясь к публикации моего учителя:

Его пост напомнил мне, как на одном из его занятий одногруппница в перерыве рассказала, как посетила семинар одного известного иностранного гештальтиста и ушла оттуда с яркой метафорой про гештальт-поход:

мол механизм прерывания похож на плотину, которую построили бобры. Эта плотина замедлила ход реки и заболотила ранее динамичное движение воды. А наша задача - разобрать эту плотину

Константин услышал этот рассказ и добавил, что он не стал бы торопиться разбирать плотину. Хорошо бы поисследовать её сначала - изучить постройку, посмотреть, как там живут бобры с бобрятами. Узнать, какую пользу приносит эта плотина... 

Не знаю, как для реальной реки - подходит ли такой метод. Но эта метафора с его дополнением стала для меня ярким образцом развитийной модели. Я удивилась и восхитилась этой идеей! 

Вот уже несколько лет в работе с клиентами напоминаю себе про плотину и про бобров. В терапии более экологично не торопиться прерывать прерывание, а поисследовать защитный механизм. Ведь он не только мешает человеку, но и помогает в чем-то. На то она и защита...

Иллюстрация Элины Эллис
Иллюстрация Элины Эллис

Однако, замечаю, как порой привычно тянет работать именно по первому методу... Потому-что в литературе и лекциях большинства гештальт-гуру предлагается для работы именно она. И только эта метафора с бобрами и дополнением Константина напоминает мне о более глубоком и экологичном методе работы 

Берегите себя!

| СПАСИБО за ваши лайки👍 и подписку на мой канал!

Вам так же может быть интересно:

Надо ли бояться нарциссов на самом деле?
Стоп-абьюз!
Еще статьи о психотерапии и самотерапии

Copyright © Ирина Шевцова 2023. Все права защищены

Гештальт
8436 интересуются