Записки авиатехника.
Для ледовой разведки был создан летный комплекс «ТОРОС» на базе самолета Ан-24В.
Внутри салона удалили все кресла пассажирского варианта, вместо них установили стенды управления системой. Снаружи самолет оснастили вдоль двух бортов антеннами СВЧ (сверхвысоких частот). Комплекс работает таким образом: самолет занимает эшелон 800 м над уровнем моря и обследует заданный участок, облетая его по квадрату. Аппаратура посылает сигнал высокой частоты, который достигает верхней кромки льда, нижней и дна моря, потом отражается от этих точек и возвращается обратно. Самописцы все это фиксируют. Полученные данные расшифровываются уже на другом стенде. Итоговые результаты передаются на Землю. Полет длится от 2 до 5 часов. Экипаж 11 человек. Командировка на маршруте по Северному морскому пути 4-6 месяцев.
Первая точка на маршруте о. Греэм-Белл (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Этот ледовый аэродром военный, несколько пограничников, остальные сотрудники и служащие ВВС СССР.
Там были пару дней, работали в районе архипелага Земли Франца- Иосифа. Жизнь людей там экстремальная, как они в этих условия жили и работали - это просто подвиг!
Потом мы опять ушли на материк. Обследовали моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Берингово, Берингов пролив. Потом в обратный путь, но уже над сушей. Я никогда не думал, что летать над морем сложнее, чем над сушей. Наш штурман впервые в своей практике использовал секстант для определения места в этих высоких широтах. И это при наличии всех современных на то время радиокомпасов.
На точках, в основном это были военные аэродромы, обслуживали свой самолет и ждали его возвращения из рейса.
Так вот сидим мы на одной из таких точек (маленький поселок оленеводов и рыбаков человек 100 жителей, погранзастава и наш военный аэродром 50 человек) на побережье Восточно-Сибирского моря. Самолет ушел на маршрут, нам техникам делать нечего, каждый занялся своими делами. Иду в домик, где нас разместили, а навстречу мне попался замначальника заставы старший лейтенант:
- Олег, - спрашиваю его, - где можно прикупить шкурки песца?
- Да у оленеводов в стойбище.
- Как туда добраться?
- Легко, на нашем вездеходе!
- Так в чем дело? За пару часов управимся?
- Нет, за пару часов не получится, за два дня и надо 2-3 литра спирта.
Договариваюсь со своим бригадиром на отлучку и спирт. Прихожу к Олегу, вездеход готов, садимся, едем.
По пути Олег обрисовывает ситуацию:
- Значит так, отливаем две бутылки спирта отдельно, остальное прячем. В стойбище вести себя тихо, будут предлагать переспать с женщиной, это на твое усмотрение, но у многих врожденный сифилис, на них не действует, а вот на нас европейцев на раз.
Поездка на вездеходе в 2 часа очень сильно утомляет. Приехали. Олег пошел договариваться с бригадиром. Позвали в чум. Там уже сидел Олег, бригадир Василий и его жена за накрытым столом. Выставили бутылку спирта, сидим, выпиваем, едим. Олег беседу ведет о жизни, здоровье, оленях, о том, не встречали ли они чужих. Василий быстро опьянел, я Олегу
- Когда про шкурки говорить будем?
- Ты видишь, опьянел Вася, разговаривать бесполезно сейчас, завтра с утра и поговорим.
Вася стал говорить, что пора спать. Поворачивается ко мне и говорит, а ты не хочешь переспать с моей женой. Я в отказ, говорю, что нет сил, устал. Вася стал рассказывать, что его сын от соседа, а у соседа от Васи дочь. Как мне потом объяснили, это у них в порядке вещей. Подпитка свежей кровью, потому что у них часто близкие родственные связи.
Наступило утро следующего дня. Вася сидит на корточках, качается из стороны в сторону и держится за голову, похмелье. Олег уже бодренький, я тоже в норме. Василию очень плохо. У многих народов Севера отсутствует ген, который отвечает за усвоение алкоголя. Олег начинает разговаривать с Василием насчет шкурок песца. Вася сидит, качается и твердит «чаплашка, чаплашка». Олег шепнул мне, что это бутылка с горячительным напитком. Олег свое, про шкурки.
Наконец, сторговались: бутылка сейчас, а остальной спирт после получения шкурок. Короче, принесли целый мешок шкурок песца, женскую кухлянку и женские торбасы (унты), расшитые бисером, как подарок для моей жены.
Олег и Василий сели, обмыли покупки, а я пошел поглядеть на олешков, они такие классные!
Я еще у ребят оленьи рога выпросил. Пошел довольный к вездеходу, а там пусто! Олег выпил с Василием, прыгнул на стального коня и уехал. Я стою "звезда в шоке", не знаю, что делать. Смотрю, у чума лыжи стоят, я к ним, думаю, фигня для спортсмена на лыжах прогуляться, каких-то 50 км по тундре. Погода замечательная, солнце светит, на небе ни облачка. Договорился что лыжи оставлю на заставе, но тут я вспомнил о коварной погоде Севера! И это меня спасло от больших неприятностей.
Оленеводы запрягли парочку оленей в нарты, и мы поехали по следам вездехода. Проехали всего ничего, как нам навстречу летит вездеход. Это до Олега дошло, что меня рядом нет, и развернулся за мной.
Вернулись мы в поселок поздно вечером. Я рассчитался с Олегом 4-мя апельсинами, 8-ю луковицами +1 л спирта. Всю свою покупку спрятал в контейнер с Аварийным запасом.
Пришел командир экипажа и сказал, чтобы мы готовились перелетать на другую базу. Быстро собрали инструмент, свернули нашу кухню, загрузили на борт. Проверили работу приборов и радиостанций, юстировку высотомеров.
Рано утром следующего дня вылетели по маршруту. Залетели в нужный квадрат, начали работать. Техники устроились на креслах отдыхать. Где-то часа через три операторы засуетились, с пленками стали ходить к военморам, что-то им показывают, объясняют, пленки сравнивают. Потом моряки ушли к себе. Через некоторое время по внутренней связи каптри говорит, что надо еще раз пройти над определенным местом. Снизились до 600 метров и стали утюжить этот квадрат, операторы опять с пленками к морякам. Командир по связи предупредил, что горючего в обрез до точки приземления. Мы легли на курс к точке базирования. По прилету мы насели на операторов, что за шум был на борту? Они рассказали что оказывается мы обнаружили чужую подводную лодку в наших водах, она была без хода, и, как только мы ее обнаружили, ушла в сторону Чукотского моря.
После этой командировки моя супруга ходила в шубе из цельных шкурок песца на работу.
Работала она ревизором в Министерстве торговли РСФСР. Ее начальница просто с ума сходила, потом сделала Алене замечание, что нельзя ходить на работу в шубе лучше, чем у нее и начальницы отдела. На что супруга отбрила, что это подарок мужа! Потом еще надела кухлянку с торбасами. Тогда это было модно. Ее начальница вызвала на ковер, дать объяснения! Так она так гордилась этим!
Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай,
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
Михаил Курбатов. Редактировал Bond Voyage.
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал.
==========================
Добавьте описание
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com
В центре повествования — офицер подводник Дмитрий Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте. Не раз ему грозила смертельная опасность, он оказался в плену у террористов, сражался с современными пиратами. Благодаря мужеству и природной смекалке он сумел преодолеть многие преграды и с честью вернулся на Родину, где встретил свою любовь и вступил на путь новых приключений.
===================================================