Найти тему
ПКБ №13

ВОСПОЛНИТЬ НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ПРИНЯТИЯ В ДЕТСТВЕ

Оглавление

Каждому человеку необходимо место, где он чувствует себя защищенным и уверенным. Все мы ищем пространство, где сможем расслабиться и быть самими собой. В идеальном случае таким местом должен быть родительский дом. Если мы чувствовали себя любимыми своими родителями, если они принимали нас такими, какие мы есть, у нас была «теплая» семья. Дом был тем самым местом для восстановления и душевного «отогревания», к которому стремится каждый человек. И это детское чувство (быть принятым и любимым) позднее вырастает в основополагающий жизненный настрой, сопровождающий нас во взрослой жизни: мы чувствуем себя в безопасности в окружающем мире. Это дает ресурс, уверенность и доверие к другим людям. В этом случае говорят про первичное доверие. Оно является «родным домом» в нас, потому что дает нам внутреннюю поддержку и защиту.

Недостаток любви в детстве
Недостаток любви в детстве

Однако нередко случается так, что с детством связаны неприятные или даже травматические воспоминания. Некоторым людям такие события хочется поскорее забыть, другие же утверждают, что у них было нормальное детство при очевидных травматических событиях. Но если человек вытеснил из памяти детский негативный опыт или пытается приуменьшить значение тех впечатлений уже во взрослом возрасте, то его первичное доверие выражено неярко. У таких людей часто есть проблемы с самооценкой, они постоянно сомневаются, нужны ли они своему партнеру, начальнику, друзьям, приятны ли они им. Это связано с тем, что им трудно любить себя на самом деле, они чувствуют неуверенность и часто испытывают трудности в общении с другими людьми.

Когда мы говорим о проявлениях детских переживаний, которые определяют нашу сущность и самооценку, то мы говорим о части личности, определяемой в психологии как «внутренний ребенок». Внутренний ребенок – это своего рода сумма наших детских впечатлений (и хороших, и плохих), которые мы получили через своих родителей и других близких людей. Большая часть этих воспоминаний находится в бессознательной части психики. Это наши страхи, потребности и переживания, которые мы пережили, будучи детьми. Но это и все положительные впечатления из прошлого тоже.

Чтобы восполнять недостаток любви и принятия в детстве, важно научиться заботиться о своем внутреннем ребенке, то есть сформировать внутри себя заботливого «внутреннего родителя». Внутренний родитель – это тот, кто заботится о внутреннем ребенке и о других людях. Образ внутреннего родителя «списывается» с образа реальных родителей или других значимых взрослых. В это время поведение, отношение значимых взрослых и собственная интерпретация их отношения становится частью внутренней структуры человека. Можно выделить два основных типа внутреннего родителя – заботливый и критикующий. Заботливый родитель старается помочь, учитывает потребности, внимателен к чувствам, он связан с мыслями «ты любим, ты нужен, ты хороший». Критикующий внутренний родитель ругает, строит отношения на позиции «надо», обесценивает чувства и потребности, он связан с мыслями «ты сделал недостаточно, ты не так хорош, как нужно, тебе нельзя чувствовать себя хорошо». В человеке, в ребенке живут оба типа, и важно, в какую сторону смещен баланс.

В случае, когда заботиться о себе и любить себя не получается, самым эффективным средством является психотерапия. Ключевые задачи психотерапии для восполнения недополученного в детстве тепла – увидеть и принять своего внутреннего травмированного ребенка, сформировать Внутреннего взрослого (то есть заботливого внутреннего родителя) и научиться тестировать реальность, то есть осознавать и проверять свои установки, давать себе больше жизненной свободы.

Существуют и техники, которые можно выполнять самостоятельно:

1. Поиск внутренних союзников

Смысл данного упражнения состоит в том, чтобы найти в себе внутренних помощников и союзников, которые будут на вашей стороне в трудных ситуациях. Это может быть всего один человек или целая команда. Можно представлять реальных людей, пусть даже они уже умерли. Например, это может быть кто-то из родственников, который относился к вам в детстве с теплом и любовью. Каждый раз, когда потребуется поддержка, представляйте себе, что ваши помощники рядом и сопровождают вас.

2. Перезапись старых воспоминаний

Выберите конкретный случай из детства, который связан с неприятными, страшными или травмирующими эмоциями. Будет достаточно, если это воспоминание вызовет удручающие чувства ненадолго, не нужно погружаться в них глубоко и проигрывать всю ситуацию целиком. Попробуйте слегка ощутить то, что испытывали в тот момент.

Дальше с помощью фантазии нужно придумать, как вам в этой ситуации помогают. Впустите в эту сцену помощника, который вмешивается и поддерживает вас в ней. Например, если в ситуации вам угрожали, то можно представить, как приходит полиция и забирает этого человека в тюрьму. Или, если в этой ситуации кто-то из родителей был к вам очень строгим и требовательным, можно представить помощника, объясняющего, что детей нужно хвалить, и показывающего, как можно наладить контакт с ребенком (вами в детстве). К примеру, это будет психолог, который встанет на сторону ребенка и защитит его.

3. Письмо внутреннему ребенку

Для этого упражнения может оказаться полезным, если вы положите перед собой свое детское фото, а потом напишете такое письмо своему внутреннему ребенку, которое написала бы любящая мама или любящий папа, которые заботятся о своем ребенке и хотят его утешить.

4. Поиск своих сильных сторон и ресурсов

Важно осознавать, какие ресурсы и сильные стороны у вас есть, чтобы это осознание придавало уверенности. И в этом упражнении потребуется подумать, вспомнить и назвать свои сильные стороны. Даже лучше будет их выписать. Если трудно говорить о себе что-то хорошее, тогда можно представить, какие положительные качества могли бы похвалить друзья. Или просто попросить их об этом.

5. Привязанность и безопасность

Это упражнение нацелено на работу с детскими и взрослыми потребностями в любви и привязанности. Здесь нужно вообразить и усилить положительные впечатления, которые вы получали в детстве со своими родителями или другими близкими родственниками. Мысленно погрузитесь еще раз в теплые, нежные и приятные моменты, которые переживались вместе с близкими людьми. Позвольте чувствам защищенности, уверенности и надежности занять внутри побольше места. Почувствуйте привязанность и то, как вы были счастливы и любимы в тот момент.

Если в памяти не находится таких моментов с родителями или близкими родственниками, то можно придумать воображаемых родителей. Таких родителей, в которых вы нуждались ребенком, – это могут быть реальные люди, например мама и папа хорошей подруги, или выдуманные люди. Нарисуйте себе картину, как ваши новые родители радуются вам и счастливы, что вы у них есть. Пусть они ведут себя так, как вы хотели, когда были маленькими. Вы сможете возвращаться к этому упражнению в любой ситуации, когда это понадобятся.