С октября 2022 года в Беларуси изменились требования к транспортным средствам при прохождении техосмотра.
Теперь они диктуются техрегламентами Таможенного и Евразийского экономических союзов. Вместо положений ТКП 309-2011 "Гостехосмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки техсостояния транспортных средств" диагностические станции выполняют положения техрегламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". Об этих изменениях уже сообщалось. Как изменилась работа диагностических станций и какие новшества произошли напомнил начальник отдела по административным процедурам в Гомельской области УП "Белтехосмотр" Анатолий Дробов, – сообщает портал "Транспортная безопасность".
Внимание – тормозам и фарам
Существенных изменений не произошло. При проведении контрольно-диагностических работ, как и раньше, проверяются рулевое управление, тормозные системы, внешние световые приборы, колеса и шины, двигатель и его системы, электрооборудование, ходовая часть, а также изменения в конструкции транспортных средств, кузов и элементы, обеспечивающие обзорность.
Ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам. Так, относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25% для осей с барабанными колесными тормозными механизмами и 20% – с дисковыми (раньше можно было пройти техосмотр при показателе в 30%). Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.
В фарах ближнего света проверяется его сила, в том числе в световой части светового пучка, дальнего – максимальная его сила. Что касается фар ближнего света и противотуманных фар, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования. Как и прежде, остаются под запретом пленочные и другие покрытия на поверхности стекол.
К экологической безопасности транспортных средств требования стали, с одной стороны, более лояльными: проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях. Однако нормы показателей дымности значительно отличаются от установленных ранее. Например, для автомобиля экологического класса 4 стали выше – не более 0,5 м-1(ранее – 1,5 м-1).
Кстати, диагностические станции больше не проверяют наличие на авто внешних видимых наклеек, кроме тех, что находятся на стекле, а также рекламы, за исключением транспорта оперативного назначения (скорой помощи, МВД, МЧС, аварийной службы, таможенных органов и пограничной службы, Транспортной инспекции Минтранса и др.).
Стали прописывать конкретные сроки ТО
Если раньше при прохождении гостехосмотра в сертификате на допуск ТС к участию в дорожном движении указывался только месяц, то теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ.
Например, если автомобиль прошел техосмотр 10 марта 2022 года, а ему больше десяти лет, то он мог прибыть на эту процедуру и 31 марта следующего года. Сейчас в разрешении указывается последний день прохождения будущей процедуры техосмотра (то есть до 10 марта 2023 года).
Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля (легкового, грузового и т. п.), года выпуска, а также от назначения (например, для перевозки пассажиров). Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие транспортные средства, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год – легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, автомобили-тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто.
Как "из-за какой-то лампочки" погибли два человека
Мелочей на дороге не бывает, – считает начальник филиала УП "Белтехосмотр" в Гомельской области Анатолий Дробов, имеющий большой опыт работы в Госавтоинспекции. Подтверждение тому – следующий случай из его практики:
“В сумерках инспектор ГАИ остановил на дороге лесовоз, у которого не горели задние габариты. И отправил его обратно на базу, поскольку передвижение массивного автомобиля представляло реальную угрозу. Водитель же, решив избежать стольких проблем из-за одной лампочки, окольными путями объехал дотошного инспектора и продолжил путь. Дело в том, что все это время за лесовозом двигалась легковушка с рабочими. Ей-то, по мнению безответственного ”рулевого", и предстояло подстраховывать сзади. А дальше… Получилось так, что своя машина вынуждена была отстать по техническим причинам. Тем временем ее обогнал водитель попутной легковушки, которая на скорости врезалась в заднюю часть никак не обозначенного в темноте лесовоза. В результате – двое погибших. И все из-за "какой-то лампочки".