Найти в Дзене
Авиация мира

Су-9 и МиГ-17 на ледовых аэродромах. Воспоминания участника.

Для прикрытия северной части СССР войсками ПВО, всегда остро стоял вопрос базирования самолетов-перехватчиков на ледовых аэродромах. Если истребители МиГ-17, вполне себе позволяли успешно взлетать и садиться на такие ВПП, то с появлением двухмахового перехватчика Су-9, вопрос с базированием на таких аэродромах встал очень остро, ведь посадочная скорость Су-9 превышала 300км/ч.

О.Диксон. В центре – пилот Су-9 из Купино.
О.Диксон. В центре – пилот Су-9 из Купино.

Самолеты опробовали сначала на металлических ВПП из перфорированных плит, а затем дошло дело и до аэродромов с укатанными снежными и ледовыми ВПП. Нам удалось получить воспоминания и фотографии одного из участников тех полетов , в то время летчика МиГ-17 Канского полка В.Привалова. По его воспоминаниям Су-9 были перебазированы из 849 ИАП ПВО в Купино. Кроме того в перебазировании принимали участие самолеты МиГ-17Ф,МиГ-15УТИ и самолеты Ан-8 для перевозки техсостава и передовых команд.

Воспоминания и фото В.Привалова. Текст без изменений.

"В 1964 и 1965 г.г. по заданию Правительства осваивали ледовые аэродромы Севера.

 Группа освоения ледовых аэродромов. О. Диксон. 1964 г.
Группа освоения ледовых аэродромов. О. Диксон. 1964 г.

Аэродром П.Тунгуска («железка») – наш аэродром подскока, находился всегда в боевой готовности, керосин в ёмкостях в полном объеме, ну и другие ГСМ. В те годы в Норильске и Хатанге ВПП были грунтовыми,

н/п Хатанга. С местным населением. После посадки на ледовый аэродром.
н/п Хатанга. С местным населением. После посадки на ледовый аэродром.

работали, в основном, в зимние месяцы. Были и трудности. В 1964 г. в марте к вечеру прилетели в П.Тунгуску.

 П.Тунгуска. М-р Агафонов и к-н Привалов.
П.Тунгуска. М-р Агафонов и к-н Привалов.
О. Диксон. Слева направо: к-н Привалов, ?, к-н Гусев, м-р Юрьев.
О. Диксон. Слева направо: к-н Привалов, ?, к-н Гусев, м-р Юрьев.
 П. Тунгуска. Крайний справа – врач полка м-р Лысогорский.
П. Тунгуска. Крайний справа – врач полка м-р Лысогорский.
 Ведущий и ведомый перед вылетом у самолета МиГ-17, на заднем плане видна носовая часть Ан-8.
Ведущий и ведомый перед вылетом у самолета МиГ-17, на заднем плане видна носовая часть Ан-8.

Заправили все самолёты уже в темноте. Один из техников слил отстой из самолёта и все ахнули – в стеклянной банке белые хлопья конденсата, а утром – вылет в Норильск. Всю ночь со всех самолётов сливали топливо, промывали баки и вновь заправляли. На этом все ЧП кончились.
Особенность полёта – безориентирное снежное безмолвие с большими магнитными отклонениями по курсу, посадка по топливу после одного захода. Далее маршруты были: Норильск-ледовая ВПП у о.Диксон и обратно; Норильск – ледовая ВПП на губе у п.Хатанга и обратно. Все полёты осуществлялись с наведением перехватчиков на цель.

П.Тунгуска. Временная передышка после выполнения задания.
П.Тунгуска. Временная передышка после выполнения задания.
Хатанга. Население поселка встречает летчиков.
Хатанга. Население поселка встречает летчиков.

Особенность посадки на лёд -  в торможении. Торможение должно быть плавным импульсивным до появления юза. Ввиду расположения центра тяжести у самолёта между основными колёсами и носовым, при прекращении торможения самолёт выравнивается сам.
За успешное выполнение заданий в 1964 и 1965 годах В. Привалов награждён орденом «Красная Звезда»."

 Матчасть к полетам готова.
Матчасть к полетам готова.
Ледовый аэродром П.Тунгуска.
Ледовый аэродром П.Тунгуска.
В кабине МИГ-17П.
В кабине МИГ-17П.