Найти тему
Мой Чердак

Базовые эмоциональные потребности и убеждения, которые мешают их реализовывать

Оглавление

Почему мы иногда чувствуем себя некомфортно и плохо? Какие стойкие убеждения к этому приводят? И что за потребности скрываются за этими убеждениями? Рассказываю в этой статье.

Откуда берутся убеждения, которые мешают нормально жить

У нас есть пять базовых эмоциональных потребностей. К ним относятся:

-2

Если у ребёнка в возрасте до 12 лет постоянно не удовлетворяется какая-то из этих эмоциональных потребностей, то возникает стойкое искаженное представление о себе и мире. При этом формируется кривое убеждение, что с ним, его потребностями или с миром что-то не так.

Какие бывают кривые убеждения

Существует 18 кривых убеждений (ранних дезадаптивных схем), которые делятся на 5 групп (schema domains),  их описал Джеффри Янг. Каждая группа соответствует какой-то неудовлетворенной потребности.

-3

На этом рисунке изображены эмоциональные потребности и те группы убеждений, которые возникают у человека, если потребности не удовлетворяются.

Группы убеждений противоположны эмоциональным потребностям по своему смыслу. То есть ребенок нуждался в чем-то, но не получал этого. В итоге у него сформировалось стойкое кривое убеждение, что его нужда, окружающая реальность или он сам неправильные.

Оторванность

Возникает, если человек в детстве не мог испытывать надежную привязанность к взрослым. Это приводит к установке, что он не может никому доверять, он одинок и с ним самим все не так. Это создаёт ощущение оторванности, изолированности, отчуждения (disconnection/rejection).

К группе «оторванность» относятся такие убеждения как:

  • Одинокость (emotional deprivation) — всегда один, никто не придет ему на помощь, его никогда не поймут, не примут, не будут о нем заботится и не будут защищать.
  • Покинутость (abandonment/instability) — с кем бы он не находился, его обязательно бросят и от него уйдут.
  • Ожидание боли (mistrust/abuse) — ничего хорошего не случится, все будет плохо, люди враждебные и в любом случае причинят ему вред.
  • Дефектность (defectiveness/shame) — он полон недостатков, неполноценный, недостойный. Такой человек убежден, что его никогда не смогут полюбить, потому что плохого в нем больше чем хорошего.
  • Инородность (social Isolation/alienation) — он везде чужой, не является частью группы. Как будто он отличается от всех остальных, эдакий инопланетянин.
-4

Несамостоятельность

Если человек в детстве не учился быть самостоятельным, то у него возникает убеждение — «я не могу». Он считает себя несамостоятельным и слабым (impaired autonomy and/or performance).

К группе «несамостоятельность» относятся такие убеждения как:

  • Беспомощность (dependence/incompetence) — такой человек уверен, что не может нормально заботиться о себе и принять правильное решение. Он думает, что не может сам сделать ничего хорошего и ему нужен тот, кто скажет, что делать. Такой человек уверен, что «у него лапки».
  • Незащищенность (vulnerability to harm or Illness) — это убеждение человека о том, что он постоянно находится в опасности, его везде ждет катастрофа. Он уверен, что может заболеть чем-то, сойти с ума, попасть под поезд, стать жертвой ограбления, умереть от землетрясения.
  • Неразвитое я (enmeshment/undeveloped self) — убеждение человека, что он и его родители или партнер являются одним целым. Он убежден, что его не будет, если значимый второй куда-то денется.
  • Косячность(failure) — убеждение человека, что он неудачник, глупый, бездарный, ничего не сможет достичь. Он уверен, что его социальный статус и навыки намного ниже, чем у остальных.
-5

Распущенность

Если человек в детстве не получает уместных отказов и не учится понимать где заканчиваются границы его личности, то у него не формируется навык самоконтроля. Он действует импульсивно, не задумываясь о последствиях. У такого человека складывается нереалистичное представление о том, что ему все можно, он обладает особыми привилегиями. Это подкрепляет его убежденность в том, что он может вести себя как ему хочется, не учитывая обстоятельства (impaired limits).

К группе «распущенность» относятся:

  • Грандиозность (entitlement/grandiosity) — убеждение человека в том, что он обладает привилегиями. Он уверен, что особенный и общие правила не для него. Он убежден, что может все и уверен, что имеет право на власть и контроль. Он нечувствителен к людям и их потребностям.
  • Несдержанность (insufficient self-control and/or self-discipline) — убежденность человека, что  он должен немедленно получить все, что пожелает.  Неумение отложить приятное ради полезного.
-6

Подчиняемость

Если человек в детстве не смог научиться самовыражению, то в будущем он не сможет понять и озвучить свои желания, потребности, чувства и эмоции. У него сформируется представление, что «не обращать внимание на себя — нормально». Это подкрепляет его желание быть незаметным и радовать других, даже в ущерб своим интересам (other-directedness).

К группе «подчиняемость» относятся 3 кривых убеждения:

  • Покорность (subjugation) — это уверенность в том что нужно угождать другим, подавлять свои желания, чувства и эмоции.
  • Самопожертвование (self-sacrifice) — убеждение человека в том, что он эгоист и должен думать о других, а не о себе. Он убежден, что люди слабые и не способны сами о себе позаботиться.
  • Поиск одобрения (approval-seeking/recognition-seeking) — это уверенность человек в том, что люди должны его одобрять и нужно сделать все, чтобы им угождать.
-7

Сверхконтроль

Если человек в детстве не может нормально веселиться играть и быть спонтанным, то у него возникает представление, что «всегда и во всем должны быть рамки, правила и стандарты». Он начинает пытаться контролировать себя и окружающих людей (overvigilance/inhibition).

К группе «сверхконтроль» относятся:

  • Пессимизм (negativity/pessimism) —  это убеждение человека, что в нем и мире мало хорошего и много плохого. Он убежден, что плохое важнее хорошего.
  • Подавление эмоций (emotional inhibition) — уверенность, что любые эмоции плохие, их нужно скрывать и подавлять.
  • Придирчивость (unrelenting standards/hypercriticalness) — все  вещи, явления и объекты, включая самого человека, должны быть идеальными.
  • Требовательность (punitiveness) — убеждение человека в том, что другие люди тоже должны быть идеальными и соответствовать жестким стандартам.
-8

Что с этим всем делать

Убеждения, которые сформировались у нас ещё в детстве, отличаются стойкостью и воспринимаются как нерушимые правила жизни. Они не дают объективно смотреть на мир, даже когда реальность кардинально отличается от них.

Чтобы с ними справиться, нужно найти неудовлетворенные эмоциональные потребности и удовлетворить их. Ищите людей, которые будут близки вам по духу. Не бойтесь принимать самостоятельные решения. Не ставьте себя выше других. Совершайте не только приятные но и полезные поступки. Прислушивайтесь к собственным потребностям, желаниям и ценностям. Позвольте себе быть разным. Относитесь к жизни, как к приключению.

Такой подход позволит создать убеждения, которые бы помогали объективно отражать реальность. Подробно об этом вы можете почитать в статье «Базовые эмоциональные потребности и убеждения, которые помогают их реализовывать».

Если вы чувствуете, что самостоятельно справиться с этой задачей трудно, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту.

Список литературы:

Янг, Клоско, Вайсхаар: Схема-терапия. Практическое руководство. 2020 г.

Арнуд Арнтц, Гитта Якоб: Практическое руководство по схема-терапии 2016 г.

МИСТ  Статья «Схемы: дезадаптивные и позитивные»

Еще статьи по теме:

Ссылка на статью «Что такое когнитивные убеждения»

Ссылка на статью «Что такое схематерапия»

-9