19 января 1965 года произошла самая крупная катастрофа за всю историю советского рыбопромыслового флота, в ходе которой в Беринговом море бесследно исчезли четыре рыболовных траулера: Бокситогорск, Севск, Себеж и Нахичевань. Трагедия унесла жизни более 120 человек.
За день до катастрофы Беринговоморская Промысловая экспедиция находилась в северной части Бристольского залива. Корабли получили сообщение от промысловой разведки, что на южной стороне залива обнаружены большие скопления камбалы, после чего Отправились на промысел по указанным координатам. По пути на юг корабли настиг сильный холодный ветер. Брызги от волн, попадая на суда, моментально превращались в лёд. От чего началось обледенение корпусов и всех кораблей. Рыбаки понимали, что попали в очень опасную ситуацию. Когда судно начинает обрастать льдом, нарушается его устойчивость, способность противостоять внешним силам, вызывающим его клиент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия.
При сильном обледнении мог произойти оверкиль, то есть опрокидывание суд. Спасением было скалывать лед и выбрасывать его в море. Тем временем температура опустилась до -21 градуса, Порывы ледяного ветра составляли 35 метров в секунду. На море начался Шторм. Управление Берингово-морской промысловой экспедиции связалось с судами и дало распоряжение срочно взять курс на север и подойти к сплошным льдам, где волны, ветер были не такими сильными. Корабли, изменив курс, пошли на север, чтобы прижаться Ко льдам и укрыться от шторма.
В это же время капитаны судов докладывали об обстановке. На связь вышли и рыболовные траулеры Бокситогорск, Себеж, Севск и Нахичевании. Капитаны доложили, что суда покрылись большим слоем льда, но среди рыбаков паники не было. Многие из них уже попадали в подобные ситуации и знали, что нужно делать.
Ближе к ночи ветер начал усиливаться. Капитан Трауля-россиевск видел, что ситуация становится непредсказуемой. Люди из-за сильного ветра и качки не успевали сбивать нарастающий лёд. Капитан связался с траулером Себеж, который следовал неподалёку этим же курсом, и попросила помощи. На трауре Себеж находился нештатный Капитан, который заменил заболевшего сотрудника. Дома его ждала супруга и четверо детей. Он ответил, что подойдёт ближе и в случае чего подстрахует Севск. Рыбаки прилагали все усилия. Несколько часов они скалывали лёд. У многих Были оморожены руки и лица. Но ситуация ухудшалась.
Смертельно опасный лёд нарастал со скоростью 3 см в минуту. Это более 10 тонн в час. Для небольших рыболовных траулеров водоизмещением около 500 тонн это было критично.
Утром 19 января Капитан плавбазы Николай Исаенко в эфире начал связываться с капитанами судов, которые докладывали о том, как прошла ночь и какие на данный момент имеются проблемы. Неожиданно в эфир ворвался тревожный голос капитана траулера: Уруп, Как меня слышите Прием! Только что на моих глазах перевернулась судно. Из-за плохой видимости чуть не столкнулся с ним. Сейчас попробую подойти поближе.
Через полчаса Капитан траулера Уруп, совершив разворот на тонущем судном, снова связался с Пав базой Тонет Бокситогорск. Вижу название на борту, на корпусе судна. Вижу двоих людей держатся за Киль. Остальных людей смыло. Вижу их в воде. Сейчас попробуем их достать. Траулер с трудом подходил к тонущему судному. Сильный ветер и огромные волны отбрасывали его назад. Управлять траулером было очень сложно. У рук трижды подходил Бокситогорску, и его снова отбрасывало назад. В какой-то момент траулеры едва не столкнулись. В итоге из-за разбушевавшейся стихии спасти удалось только одного человека. Им оказался старший мастер добычи.
Остальные 25 человек с траулера Бокситогорск утонули. Сохранился отрывок рассказа, записанный со слов спасённого рыбака: Около 8 утра сидели в кают компании, пили чай. Только намазал бутерброд, как судно от волны на бок накренилось и не выпрямилась. Мы с Николаем успели выскочить, он попал на другой борт судна. Экипаж - 25 человек. Многие остались в своих каютах, погибли во сне, зацепившись за Киль. видел, как погибли Булычёв, Серый, Хусаинов. Сигнал создать не успели. На Килле видел, рядом с судно они заметили тонущих. Подходила плавбаза Николай Саенко. Ну и за снега не заметили сразу тонущих. Обошли вокруг судна, нашли Николая, но спасти не удалось. Льдина затопила его. Судно продолжала тонуть еще 12 часов. В это же время на связь перестали выходить три траулера: Севск, Себеж и Нахичевань. Руководство Невельской базы тралового флота опасалась, что с пропавшими судами могло произойти то же самое, что и с Бокситогорском - обледенение, потеря устойчивости и опрокидывания.
Иначе Как можно было объяснить потерю связи с траулерами и отсутствия сигналов Sos Было сделано предположение, что катастрофа произошла так стремительно, что экипажи не успели подать сигнал о своём бедственном положении. Убедившись, что корабли не выходят на связь, руководство отдало приказ начинать поиски пропавших трауровнеров. После того, как в море идти Шторм, к поисковой операции присоединились корабли Военно-морского флота.
Соединённые Штаты Америки, связавшись с советским руководством, предложили свою помощь и После согласования отправили морские и авиационные силы береговой охраны. На следующий день в море удалось найти спасательный круг с траулера Севск, а также бочки с надписью Себеж. Это всё, что удалось найти от пропавших судов. Траулер Нахичевань и вовсе исчез бесследно, не было найдено ни одной вещи с его борта. Последующие дни спасательная операции также оказались безрезультатными.
Комиссия, занимавшаяся расследованием катастрофы, пришла к выводу: гибель судов могла произойти не только от обледенения и потери устойчивости. Многие траулеры были достаточно старыми и изношенными. Корпуса корабли могли повредить льдины, которые под воздействием сильного ветра перемещались по морю с большой скоростью. Попадание такой льдины в корабль могло привести без отопления отсеков, А если к этому добавить обледенение, то шансов спастись просто не было. Поисковая операция продолжалась До 12 февраля, после чего была остановлена. Все пропавшие моряки были официально признаны погибшими. Страшная катастрофа унесла жизни более 120 человек. Печальная новость быстро облетела города Невельск и Находка. У многих жителей этих городов были родственники и знакомые, которые были связаны с рыболовным флотом.
К управлению Невельской базы начали съезжаться вдовы и родственники погибших рыбаков. Они требовали продолжить поисковые работы. Никто из них не хотел верить в самое страшное. Всем вдовом погибших моряков государства выделило квартиру. Однако пенсии по потере кормильца были назначены только через 2 года после того, как вдовы через суд добились этого права. В 1967 году в Невельске был открыт мемориал - памятник экипажам пропавших судов.
А через несколько лет был установлен мемориал Скорбящая мать с высеченными именами погибших моряков.