2022 год внес существенные коррективы по выпуску самолётов Superjet 100. За год из планировавшихся ранее 18 самолётов SSJ100 было изготовлено только десять. Все это было связано с прекращением поставок иностранных комплектующих и связанным с этим форсированием работ по импортозамещению и сертификации самолёта SSJ-New. Тактически от санкций Россия проиграла, а вот стратегически выиграет.
На 1 января 2023 года парк SSJ100 в российских авиакомпаниях составляет 162 самолёта: «Россия» – 76 машин; «Аэрофлот» – 2 (RA-89027 и RA-89042 фактически не летают); Red Wings – 20; «Азимут» – 18; «Ямал» – 15; «Газпром авиа» – 10; «ИрАэро» – 7; «Северсталь» – 4; «Якутии» – 2 + 3 разукомплектованы и находятся в нелётном состоянии; АСК МЧС России – 2; СЛО «Россия» – 2; «РусДжет» – 1.
С 2023 года самолётов в базовой конфигурации с франко-российскими двигателями Sam146 и иностранными комплектующими производиться не будет. На смену идёт импортозамещённая версия RRJ-95NEW-100 с двигателями ПД-8.
В 2022 году по проекту Superjet New выполнен ряд работ, а именно:
- завершились испытания газогенератора двигателя ПД-8 и программа стендовых испытаний первого опытного двигателя ПД-8.
- 24 ноября в ЦАГИ завершились аэродинамические испытания модели самолета SSJ New c отечественным двигателем ПД-8.
- произведены испытания модели изолированной мотогондолы перспективного двигателя ПД-8.
- первый опытный самолёт (заводской 97001) находится в цехе окончательной сборки. Началась сборка второго SSJ-NEW (заводской 97003) и планера для сертификационных статических испытаний.
- осуществлена поставка радиосвязного оборудования и программного обеспечения передачи данных для обновлённого Суперджета.
- завершен тендер Минпромторга на НИОКР по программе импортозамещения компонентов и агрегатов Суперджета. Замене подлежат 27 импортных систем самолёта и около 30 отдельных агрегатов.
- прошли сертификацию российские тормозные диски, произведённые корпорацией «Рубин». Ранее на самолёт устанавливали американские тормозные диски Goodrich.
- ВАСО отправил на статические испытания в ЦАГИ комплект композитных элементов обновлённого Суперджета. В комплект входят рули высоты и направления, закрылки, интерцепторы.
- ведутся работы по одобрению установки на SSJ авиационной шины, выпускаемой Ярославским шинным заводом, — взамен импортных шин Michelin, которые использовались на «Суперджетах» ранее.
Планы на будущее:
- на заводе в Комсомольске-на-Амуре приступили к реконструкции производственного комплекса для создания прямопоточной линии сборки обновлённого Суперджета. Строится новый ангар лётно-испытательной службы (ЛИС) под два Суперджета. Завершение работ планируется к середине 2023 года.
- в октябре ОДК сообщила, что перед ней поставлена задача к 2024 году выйти на серийное производство 44 двигателей ПД-8 в год. Стендовые испытания проходят 3 опытных экземпляра ПД-8.
- Новосибирский СибНИА имени С. А. Чаплыгина в январе 2023 года начинает статические испытания самолёта. В ноябре институт приступил к динамическим испытаниям стоек шасси.
- в 2023 году запланированы лётные испытания системы контроля неравномерного выдвижения закрылков в соответствии с требованиями Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA)
- на июнь планируется получение сертификата на двигатель ПД-8.
- лётные испытания SSJ-NEW начнутся в первой половине 2023 года, а к концу года должны быть готовы два первых серийных лайнера, которые будут переданы в эксплуатацию авиакомпании «Россия».
- правительством утверждён план поставок новых Суперджетов до 2030 года. На 2023 год запланирована поставка 2 самолётов. С 2024 по 2030 годы – по 20 самолётов ежегодно. Итого к 2030 году запланирован выпуск 142 бортов.
Российские самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), которые уже эксплуатируются, не получат двигателей ПД-8. Постепенно старые самолёты будут выводиться из эксплуатации или использоваться для получения запчастей. Как заявил вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров «У нас с 2024 года должен появиться SSJ New, он предполагает использование двигателей ПД-8. Мы изначально не закладывали бюджетные ресурсы на то, чтобы проводить конструкторские работы и сертификацию этих двигателей на старый «Суперджет».