Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Да будет социализация, или пара слов о главном.

Оглавление

Хочу высказаться на тему социализации тяжёлых аутичных детей (да, Гришу к ним отношу, и да, знаю, что он может сойти не за тяжёлого, но а какой он тогда? Средне-тяжёлый? Средне-лёгкий?)

Итак. Поехали.

---

Родитель аутичного плохо говорящего подростка со странностями стоит между четырёх (с половиной) огней в отношении темы социализации. Во всех блогах ВСЕГДА сталкиваются две волны, которые стремятся снести автора, который зачем-то затронул эту тему в отношении своего ребёнка. Или не затронул, но особо... впечатлительные товарищи сами её затрагивают вне контекста статей.

---

Волна первая - условно нормальных людей.

"Спрячьте своего убогого, не показывайте его нам, нормальным. А то он как-то не так... не важно что. Всё не так. Не показывайте буквально, даже в интернете. Видеть не хочу НЕ ТАКОГО человека. И не важно, что не такого в человеке. Человек может просто очень плохо говорить в 13 лет - это уже вызывает отторжение и брезгливость и желание развидеть это. Не то что в контакт вступать. Кому это надо? УБЕРИТЕ!!! Со школ, с детских площадок, с улиц, из интернета. Получаете наши налоги и молчите!!!"

Вот такая первая волна. Конечно, я сильно гиперболизировала, но суть такая.

И, если вдруг вы думаете, что к этой категории относятся исключительно люди не знающие, кто такие аутисты, то имею возможность вас разочаровать.

Давеча в обсуждении на тему "безопасности тренажёров" получила такой комментарий по поводу пребывания Гриши в тренажёрном зале от... известного в узких кругах темы аутизма блогера... у которого есть дочь с диагнозом.

Это пишет мама аутиста.
Это пишет мама аутиста.

Из чего делаю вывод, что нет, причастность к проблеме значения не имеет для того, чтобы пребывать в этой группе условно нормальных людей.

Если что. Я не осуждаю. Это просто факт. Такая категория людей есть. И такое отношение есть.
По разным причинам.

---

Волна вторая, противоположная. Представляют её родители условно компенсированных детей.

И вот эта волна призывает не останавливаться, не ставить крест на ребёнке, ну что Вы, мамочка, я Вас не понимаю, надо же социализировать. И обязательно среди здоровых детей, он же у Вас, сыночек Ваш, такой обаятельный, и по нему совсем не скажешь, что с ним что-то не так. Что же Вы? Мамочка? А? Крест, да? БЕССОВЕСТНАЯ!!! А я думала Вы нормальная!

Хм...

Я опять гиперболизировала. Но суть ясна и здесь.

---

И у меня всегда ощущение, что вторая волна имеет какую-то прививку от первой))) Или что-то с психикой у людей такое необычное, что они не видят людей вокруг... не понимают. Не знаю. Или дети у них другие...

Ну вот есть Гриша, да, он условно (!) сливается с толпой. Но есть дети, которые ни с какой толпой слиться не могут. А главное, ещё и вырваться из толпы хотят и всем об этом сообщают. И звуками и жестами... Ничего, кроме недоумения и отторжения они не вызывают у условно "нормальных" людей. А соответственно ничего полезного из такой социализации тоже не получают.

И каждый раз вступая в беседу на тему социализации со второй волной, я в недоумении... понятно, что у них позитивный опыт. Но неужели, они не в курсе... что бывает и другой опыт?..

---

Есть третья волна, та самая, что 0.5. Это люди, которые тихо что-то где-то мычат на тему "мы попробовали, но... у нас неудачный опыт"

Но их никто не слушает)))

Надо громче, веселее, активнее надо быть, товарищи))) Кто, если не мы?!!

---

При этом есть четвёртая волна, которая в блогах аутистов почти не бывает, но есть она в реальности. Волна называется так: - Я педагог, я всё знаю.

Пауза.

- Заберите своего ребёнка.

Да, именно так. Очень часто с ней встречаются, возможно, встречались раньше, а сейчас уже нет, родители малышей. Выглядит это так. Центр, что утверждает, что он работает с аутистами. Приводишь ты на коллективные занятия малыша лет 3 и тебе говорят, давайте Вашего чудесного мальчика. А ты уже раз 5 была в этой ситуации, поэтому говоришь: - Можно, я с ним побуду первое занятие, помогу ему.

- Ну что Вы, мамочка, не переживайте. Мы знаем, как работать с аутистами. Всё будет хорошо.

Нет, не будет... Ребёнка или выводят со словами "он не готов работать в коллективе" или он сам с воплями вырывается в коридор, а педагог даже не смотрит на маму...

На сколько я знаю, в школах коррекционных эта история может в точности повториться. Один в один. Когда мама предлагает-просит помочь ребёнку адаптироваться, но нет, не положено. А дальше ноябрь и постоянные непрерывные просьбы - заберите его на надомную форму обучения...

И только очень стойкие мамы могут это выдержать. И то не всегда, потому что ребёнок реально может ухудшиться на глазах родителей за год "обучения" в школе.

Естественно, про подростков я уже ничего не могу сказать, опыта нет. Но и информации тоже нет.

К 12-14 годам - ВСЁ.

Если ребёнок не вписался в систему, то, даже если он вроде так улучшился, ВСЁ, дороги ему никуда нет. Потому что он, конечно, молодец, улучшился. Но на сколько? Он же не был в той же школе, он просто не знает, как там себя вести. Но ему 12-14 лет... и ему нужна адаптация (как в первом классе)... к школе, кружку, тупо надо узнать и запомнить, понять правила. Но ему 12-14 лет и... знаете что? На него смотрят даже в коррекционной школе как на человека, который ДОЛЖЕН знать правила пребывания в этом заведении... А если не знает, то идите вы, болезные, домой. И это в коррекционном заведении.

Но, к слову, я что-то не слышала, чтобы кому-то пришла в голову эта невероятная мысль, ребёнка, прожившего без сада и школы, в 13 лет начать пихать именно в класс. Это прям из рода фантастики. Думаю, поэтому школа и в шоке может быть, поэтому она и не в курсе, как это делать. А думать и решать вопрос, входить в ваше положение никто не обязан. Знаете почему? Потому что в школе, даже коррекционной, не социализируются, там учатся.

Сюрприз!!!

Опять. И это в коррекционном заведении.

Короче. Вот такая, более важная волна педагогов, что окружают родителей и утверждают, что умеют работать с аутистами и не принимают помощи, чем ставят крест на социализации детей...

(Ага, доставайте камни, бросайте. Как будто этой волны нет. Есть-есть. Не только родители отжигают. Педагоги (система) - тоже.)

---

Ладно, ещё про одну волну слово замолвлю. А это самая большая волна. Это люди, которые даже не подозревают о существовании аутистов, особых детей и ещё кого-то. Вежливо проходят мимо, когда сталкиваются. И ничего о них не думают. Ни в какие контакты, естественно, с ними не вступают, просто живут свои жизни. Почему я знаю про эту волну? Потому что до 2012 года я была её частью. Я даже не подозревала ни о каких особых детях-людях, это было вне моего мира, не потому что я против, я просто не видела их. И даже не знаю, как бы отнеслась, если бы столкнулась.

---

Вернёмся к социализации.

---

Что я думаю на тему социализации на самом деле тяжёлых аутистов? Не тех, что в садик ходили или в школу, но ни с кем не общались. А тех, что НИКОДА никуда толком не ходил.

Когда-то я написала статью на эту тему. Вот она.

С тех пор мною был пережит определённый опыт социализации Гриши.

При этом точку зрения на вопрос социализации тяжёлых аутистов я не изменила.

И она такая:

НИКАК

нельзя социализировать тяжёлых и не очень аутистов в обществе, которое в ужасе отворачивается от жизнерадостного всего лишь плохо говорящего парня 13-и лет и просит "не показывать больного ребёнка". Это невозможно. НИКАК.

Фантазии на тему, ну... Вы, мама, с ним вместе. Везде и всюду, я вот так делаю, у нас получилось.

Хм...

Несколько наводящих вопросов ВСЕГДА открывает картину не тяжёлого аутиста.

НИКОГДА я не слышала, чтобы плохо говорящий, не ходивший в сад и в школу ребёнок реально хоть где-то адаптировался среди здоровых в возрасте после 6-и лет.

Или ещё одна, более... безголовая теория, а Вы его в лагерь отправьте одного (скрестите пальцы) и он там сам справится. Это так ему будет полезно.

Хм...

Это... я даже не знаю... у меня нет комментариев на такие высокоинтеллектуальные советы.

---

Последнее. Все делают вид, что нет ещё очень и очень интересной проблемы в этой истории с социализацией подростков аутистов.

Они, подростки, НЕ ХОТЯТ этого...

Да. Не хотят быть среди людей.
И каждый раз, когда вы предлагаете родителям социализировать подростка аутиста, помните, что вы предлагаете это сделать с человеком ростом под 180 см, который больше мамы точно. И который этого не хочет.

Ну и, конечно, ответьте себе на вопрос. А сами вы, предлагающие, готовы стать частью этой социализации? Типа волонтёром. Типа общаться раз в неделю на полном серьёзе с очень странным подростком, который с вами общаться не хочет. Готовы?

Сомнительно.

Итак.
Возможно ли социализировать тяжёлого аутиста (плохо говорит, не хочет, не может быть среди людей)?
Нет.

П.С. При этом читатели знают, что у меня это, социализация тяжёлого ребёнка вне общества, немножко всё же получилось. В 2021 году. Но это... такая сложная и такая волшебная история, что, я не в силах представить, что так могут сойтись звёзды у кого-то ещё. Грише очень помогло стечение обстоятельств. Очень.

П.С. 2 Эту статью я написала зимой, после прочтения сотен комментариев на тему социализации на другом канале, посвящённом аутизму. Писала так... выговориться. Не думала, что придёт день её публиковать.
Пришёл.

П.С. 3. Для особо впечатлительных, кто собрался уже писать что-то типа: - Как всё депрессивно... И что? Теперь сложить руки и ничего не делать?

Я так не говорю) Как обычно, предлагаю трезво смотреть на проблему, а не делать вид, что нет-нет это возможно. Нет, невозможно)

Да, я, автор канала "Аутизм и школа", говорю "Невозможна социализация сложного аутичного человека".

Но...

Если...

То...

Может быть...

Но это уже другая история.

-2