Когда у меня спрашивают, а это делают все, это прям такой самый насущный вопрос, а как Вы социализируете Гришу, я отвечаю - никак. И стараюсь переключиться на другую тему.
Вежливые люди сочувственно кивают, не вежливые (и малосведущее в этом вопросе) начинают с пеной у рта доказывать, что КАК? это же так важно, социализировать ребёнка, это же его развитие, что это Вы, мамаша, крест что ли на ребёнке поставили, в четырёх стенах его заточили?
Ну да.
Вот только мой опыт общения по этому поводу показал, что 90% людей не понимают, произнося слово социализация, что это вообще за процесс.
Иногда я, из вредности, начинаю уточнять, а что Вы имеете ввиду под этим словом.
- Ну.. это, ну... чтобы в обществе умел себя вести.
- В каком обществе? Что значит, умел себя вести?
Тогда эти товарищи палятся с потрохами и говорят:
- Нуууу, чтобы общаться с людьми умел.
И я, как наивная дура, спрашиваю:
- Подождите, так чтобы умел себя вести или умел общаться?
И мне отвечают:
- Это ж одно и то же, социализация же ш.
Ну да ну да, одно и то же. Конечно.
А про аутистов, которые отлично ведут себя в обществе и даже работают, но двух слов ни с кем не свяжут, не слышали, нет? Да что там аутисты. Оглянитесь вокруг, много людей умеет общаться? Правда? Вы уверены? При этом почти все отлично справляются с выполнением правил.
...
Обычно после нескольких таких наводящих вопросов, как я предполагаю, люди мысленно вертят пальцем у виска и сбегают))
...
Но я не случайно задаю эти вопросы. Потому что вот в одном таком диалоге, когда я совершенно честно пыталась разобраться, а что же такое эта самая социализация, и что для неё нужно, и как её претворять в жизнь (википедия как-то очень сухо описывает это понятие), добрый, очень умный и сведущий человек мне как раз и раскрыл глаза на это многоступенчатое нечто по отношению к аутичному неговорящему ребёнку.
А суть понятия очень проста с точки зрения обучения аутиста.
Социализация делиться на две, вполне себе не пересекающиеся части.
1. Умение выполнять правила.
2. Умения общаться с людьми.
И эти два пункта могут поделиться ещё на десятки подпунктов. А "умение общаться с людьми" на сотни, если не тысячи.
Например. Любое место общественного пребывание - это набор правил. Не вообще, веди себя нормально, а набор очень конкретных правил с ничтожным числом переменных. Можно взять и составить список.
Магазин, метро, кино, бассейн, почта, остановка, троллейбус, такси, поликлиника (здесь тоже будут подпункты - врачи, процедуры).
И внутри каждого их этих пунктов будет свой список правил.
Сад и школу не беру, потому что в них очень тесно вплетено, хотя и формально, "умение общаться с людьми".
А вот чтобы пребывать в вышеперечисленных местах достаточно усвоить правила и всё. Ты уже "не отсвечиваешь".
Вот только правил такое огромное количество, что на освоение уйдут месяцы. Но месяцы - это не страшно. Главное, понятно что именно и как осваивать.
Если бы на стол к каждому родителю тяжёлого аутиста лёг талмуд под названием "Социализация", и родитель мог его открыть, а там содержание. Пропускаем первый раздел "Пребывание в семье" и идём дальше. Думаю, там будет что-то типа, кого-то сейчас удивлю, "Выход на улицу".
Как выход на улицу? При чём здесь он? А при том. Мы же помним, социализация - это процесс интеграции индивида в социальную систему. А как же, извините, интегрироваться, если индивид и стены отчего дома прозаически покинуть не может?
Никак.
Но такого не бывает! - воскликнет счастливчик из мира здоровых людей.
Ох, бывает, ещё как бывает.
И вот родителям такого вот ребёнка, не способного выйти на улицу без истерики, настоятельно рекомендуют его социализировать, ну, учить общаться и правильно себя вести.
А ему, этому ребёнку, до всего этого как до луны ползком.
Вернёмся к талмуду "Социализация".
Так вот, в этом талмуде обязательно должен быть пункт "Выход на улицу". И расписан он должен быть по подпунктам. Не вообще - надо ходить на улицу, это полезно. А из каких ступеней состоит этот самый выход. И что за чем следует.
В начале - список необходимых для освоения этого пункта навыков:
- понимание речи,
- имитация,
- умение переключаться,
- умение выполнять инструкции
и так далее.
Не освоили? Даже на 50%? Надо честно признать, что и этот навык освоить будет очень сложно, мягко говоря. Возвращаемся в первый раздел "Пребывание в семье" и тренируем эти самые имитацию с пониманием речи. Ну или насильно вытаскиваем ребёнка на улицу, пока ребёнок очень плох. Но, помним, это не обучение, не социализация, это принуждение.
Далее. После перечисления необходимых для усвоения навыков следуют
варианты обучения.
Не вообще:
- должен научиться спокойно реагировать на необходимость выйти на улицу,
- а КАК именно этому научить. Варианты.
Всё это нужно, чтобы понимать, мы освоили вот этот пункт, теперь двигаемся к этому. О, 30% этого действия "Выход на улицу" ребёнок освоил - ура. Скоро мы сможем перейти к пункту "Улица. Тротуар". А может быть и "Подъезд. Лифт", не знаю.
Вот так должна проходить социализация для тяжёлого аутичного ребёнка.
А не, Вы что заточили его в четырёх стенах? Как Вы можете, немедленно ведите его в сад-школу-институт.
И почти никто из родителей тяжелых аутистов на эти невменяемые вопли-осуждения не в силах пробормотать простой и честный вопрос: - Как? Как это сделать?
Итак.
Кто читает этот канал с самого начала, знает, что я никогда не писала на эту тему.
Потому что вообще не участвую в бесцельных разговорах, а мечтаю, виртуально обнявшись с психологами, нейропсихологами, педагогами, модификаторами поведения, создать такой талмуд - "Социализация".
Потому что он бы на столько сильно облегчил жизнь и родителям и высокофункциональным аутистам.
Надо тебе идти в банк, а ты там никогда не был. Открываешь нужную страницу и читаешь.
Вот только я пока не знаю, что...
П.С. Гриша сейчас на этапе усвоения правил.
Во всех общественных местах он быстро схватывает нормы поведения, специально учить уже не надо. Как я понимаю, накопился багаж алгоритмов и у него теперь есть возможность (возможность мозга) наблюдать и сопоставлять.
При этом вполне себе купит, что надо в магазине, расплатившись картой. Этому его уже не учили, простая имитация. И в контакт с кассиром легко вступит, не умчавшись в закат, полностью повторив за мной.
Но одного его на улицу я отпустить пока не могу. Хотя вот летом планирую завоевать мир научить его играть самостоятельно на улице у дома и никуда не сбегать, ходить в ближайший магазин.
Помните, мы переехали в маленький город, где все всех знают? Именно подразумевая возможность реализовывать планы по интеграции Гриши в социальную систему (привет, жуткое слово социализация), мы предположили, что социальная система тоже имеет значение и должна быть чуть мягче, чем каменные стены многоэтажек, где потерявшегося мальчика вообще никто не заметит. Здесь, в маленьком городе, немного иначе.
Удачи вам, дорогие мои читатели!