Наши с Вильямом перемещения по сеульскому Инсадону сложно назвать прогулкой — мы перебегали от локации к локации, погода прогулочному шагу совсем не способствовала. Однако пару любопытных деталей, помимо уже упомянутых как-то чайных и чайниковых магазинов, я успел отметить.
Первая деталь — это стойка с чайным сервизом Юн Сук Парк (Young Sook Park), знаменитой корейской керамистки, в настоящее время большей частью работающей в США. Ее студия находится в Нью-Йорке, однако в Сеуле есть магазин мастера, в который стойка с чайным сервизом, собственно, и зазывает праздношатающихся жителей и гостей корейской столицы. Мы в этот магазин не зашли, возможно зря — но я не очень об этом жалею, потому что успел заметить и даже сфотографировать самую приятную для меня деталь части работ Юн Сук Парк.
Одним из направлений ее работы является белый фарфор, тот самый, что стал еще лет пятьсот назад одним из самых ярких эстетических феноменов династии Чосон — последней императорской династии Кореи. Юн Сук Парк, конечно, делает большие белые вазы — самые, наверное, характерные предметы фарфора Чосон. Но лично для меня больший интерес представляет ее столовая вообще и чайная в частности посуда. Потому что в этой посуде она очень часто обыгрывает традицию голубой кобальтовой росписи по белоснежному фарфору.
Бело-голубая керамика, конечно, не является специфической корейской. В Китае такого фарфора тоже полно. Да и наша Гжель эстетически близка этой теме. Но Юн Сук Парк в некоторых своих работах бело-голубую тему очень деликатно развила, сосредоточив весь голубой декор в одной-двух точках-каплях на белоснежном чайнике или чашке. Я к такому лаконичному голубому декору на фарфоре испытываю слабость еще со времен знакомства с некоторыми образцами европейского фарфора, декорированного одной синей полоской по краю чашки. Ну а тут, стало быть, встретил чайник, чайную пару и чайницу с синими мушками прямо на улице. Было приятно.
Уже после того, как я опубликовал этот материал, Вильям прислал важное уточнение. Голубой штрих на этой посуде тоже не простой. Его автором является Ли Юфань, знаменитый корейский художник.
Вторая деталь — это магазин корейского чайного проекта Borim Tea. Это красивый проект, его плантации и производство расположены в Посоне. Не путать с Пусаном. Посон (Boseong) — это уезд в южно-корейской провинции Чолла-Намдо, это юго-запад страны и там чай растет. А Пусан (Busan) — это крупный портовый город на юго-востоке Южной Корее. Чай там не растет, но именно туда идет известный корейский поезд с зомбаками.
Так вот, в Посоне у проекта Borim Tea есть большая и красивая чайная, а в Сеуле — не очень большой, но заметный и симпатичный чайный магазин. И ровно в тот день, когда мы мимо этого магазина проходили, у них была промо-дегустация. Обычная такая и уличная — выставили стол и наливали всем желающим зеленый чай. И все это было бы совершенно банально — если бы не бесснежные минус 10 на улице. В такую холодину от уличного чая ждешь самовара, дыма и кокошников, а не чабани, матчи и легкого зеленого чая. Но, надо отметить, что в зеленочайной дегустации в дискомфортный городской мороз есть что-то героическое. Поэтому мы выпили чаю, набрали буклетов, сфотографировались — и ушли. Немного офигевшие.