Найти в Дзене
Любитель истории и историй

Когда и где заложили основу человеческой техники или колесо, величайшее изобретение в истории

Представьте себе современную технику без колеса. Невозможно. Именно с изобретения колеса все и началось. Однако до сих пор неясно когда и где было сделано это изобретение. Есть разные версии.

Точнее говоря, суть этого изобретения не в самом колесе, а в принципе движения основанного на этой форме. И именно в этом уникальность придумки. Дело в том, что в природе не существует принципа движения основанного на колесе, а ведь именно наблюдая за естественными природными процессами и используя их древние люди и совершали свои открытия.

Еще надо сказать, что практически сразу колесо стало использоваться не только как средство передвижения, но и как механическое приспособление. И еще неизвестно, что возникло раньше - колесо, как транспортное средство или гончарный круг.

-2

Добавим, что в отличие от большинства древних изобретений, которые появлялись чаще всего конвергентно, в разных регионах независимо друг от друга, колесный транспорт скорее всего, именно в силу своей уникальности, появился где-то в одном регионе и начал свое распространение из конкретной точки.

И далеко не до всех оно добралось. Ни колесного транспорта, ни гончарного круга не знали в обоих Америках, в центральной и южной Африке, в Австралии. То есть это открытие абсолютно точно было сделано где-то в Евразии. Но вот где?

Ответ на этот вопрос чаще всего ищут в археологии.

Данные археологии

Самые древние глиняные модели колеса были найдены в 1981 году в Румынии, на памятнике культуры Кукутени-Триполье в Яссах и относятся к концу 5-го тыс. до н. э. Ну вроде бы все ясно, о чем еще спорить.

-3

Однако нет. Проблема в том, что это единичны находки и никаких данных об использовании колеса как транспорта в эту эпохи нет. Ну а сама форма ничего не означает. В Южной Америке тоже есть множество глиняных моделек колеса, но вот колесного транспорта там не знали до прихода европейцев.

А вот основная масса находок приходится на середину 4-го тыс. и локализуется на пространствах от Восточной Европы до Месопотамии. Однако и в эту эпоху нет никаких свидетельств об появлении колесного транспорта.

А вот абсолютно точные свидетельства использования колеса, как транспорта появляются ближе к концу 4-го тыс. Однако опять же на больших пространствах. В Словении (колесо 72 см. в диаметре), В Восточной Венгрии (модели четырехколесных повозок), в Месопотамии ( Урук 5, модели повозок).

Раскопки в Уруке.
Раскопки в Уруке.

То есть можно точно сказать, что во второй половине 4-го тыс. до н. э. колесо уже используется по назначению и можно выделить два возможных региона его изобретения - Восточная Европа и Месопотамия.

Но вот где именно? На основании находок только колесного транспорта это невозможно достоверно установить. Нужен был какой-то дополнительный фактор. И такой был найден.

Гончарный круг

В принципе это просто другой вариант технического использования колеса. Причем они явно связаны - ни в одном регионе земли где не знали колесного транспорта не знали и гончарного круга. Но с гончарным кругом все гораздо проще.

Не надо искать сам круг. Любой археолог просто взяв в руки обломок древней керамики сразу определит ручная это лепка или гончарная. Ну а керамика самый многочисленный материал при любых раскопках. потому и место появления гончарного круга известно гораздо точнее - Древний Египет или Месопотамия.

Древнеегипетская керамика.
Древнеегипетская керамика.

Связаны два этих изобретения самыми простыми вещами - оба основаны на колесе и оба появились в конце 4-го тыс. Отсюда и вывод, что ни возникли одновременно в одном регионе и оттуда начали свое распространение, причем не всегда вместе.

И выявились очень интересные вещи. Оказывается, что в самом раннем периоде (конец 4-го тыс.) и гончарный круг и колесный транспорт есть только в Месопотамии, у шумеров. В Древнем Египте была гончарная керамика, но не было повозок, а в Восточной Европе был колесный транспорт, но не было гончарной керамики, только лепная.

Вот это совпадение и есть тот фактор почему большинство историков и археологов считают родиной колеса Южную Месопотамию и шумеров его изобретателями. Точнее одному шумеру.

Это ведь не могло быть коллективным изобретением и скорее всего был конкретный автор. Вот только имени его мы уже никогда не узнаем и нам остается только сказать спасибо этому неизвестному гению за всю нашу цивилизацию.

Ну а какого он был роду-племени... да какая разница по большому счету.

Авто
5,66 млн интересуются