Найти тему
ОколоТехники

Заводские битвы за превосходство: Piaggio и Lambretta

Хотя на итальянском рынке мотоциклов после Второй мировой войны доминировали практичные машины малой кубатурности, они были построены итальянцами, для которых конкуренция является культурным императивом. В то время как рассказы об успехах мелких производителей в Гран-при и Giro d'Italia стали легендой, жесткая конкуренция на рынке скутеров менее известна.

Два основных производителя скутеров, Piaggio (Vespa) и Innocenti (Lambretta), были яростными соперниками, сражавшимися за мировой рынок, и гонки были одним из способов доказать свое превосходство. Так было и с рекордами, и обе фабрики предприняли несколько попыток установления рекордов пробегов на дальние дистанции и установления максимальной скорости, обгоняя друг друга с еще более особенными и обтекаемыми гоночными моделями, имеющими лишь самое отдаленное сходство с их серийными скутерами.

Вид спереди на первый обтекаемый  Д'Асканио для дальних поездок в Монлери.
Вид спереди на первый обтекаемый Д'Асканио для дальних поездок в Монлери.

Piaggio — очень старая компания, основанная в 1884 году для производства железнодорожных вагонов, а к 1920-м годам занимавшаяся также производством самолетов. К концу 1930-х годов их самолеты являлись мировыми рекордсменами по скорости, и они, естественно, снабжали самолетами итальянские ВВС во время Второй мировой войны. Их фабрика в Понтедаре была разрушена бомбами, но острая потребность в личном транспорте убедила Энрико Пьяджио разработать двухколесный транспорт для масс, чтобы немедленно начать производство. Их первый прототип получил прозвище «Дональд Дак» за его неуклюжую форму, поэтому Пьяджо обратился за помощью к авиационному инженеру Коррадино Д'Асканио.

Команда Vespa в Монлери, апрель 1950 г.
Команда Vespa в Монлери, апрель 1950 г.

Д'Асканио ненавидел мотоциклы, находя их конструкцию «нагромождением открытых деталей», но он все же сделал наброски скутера с шасси из штампованной стали, которые всего за несколько дней доработал для Piaggio. Скутером Д'Асканио было легко управлять как мужчинам, так и женщинам, он мог перевозить пассажира и не пачкал одежду водителя. Первый прототип был изготовлен в течение нескольких недель после окончательного наброска, а производство началось в апреле 1946 года. Piaggio погрузилась в производство, взяв на себя обязательство построить 2500 машин, прежде чем они получат хоть один заказ.

Замер скорости на автодроме Монлери
Замер скорости на автодроме Монлери

Дизайн Д'Асканио в значительной степени опирался на авиационный опыт, что неудивительно; он уже построил первый в мире функциональный вертолет, управляемый человеком, DAT 3, в 1930 году.

Риск Энрико Пьяджио окупился, так как они продали 150 000 в течение 4 лет и более 15 миллионов на сегодняшний день.

-4

Это не означало, что Веспе было легко; их заклятый соперник Lambretta участвовал в одних и тех же соревнованиях и всегда находил способы превзойти Vespa.

Например, в апреле 1949 года специально построенная Lambretta с обтекателем установила множество рекордов на дальние дистанции в скоростной "чаше" Montlhéry (до 8 часов непрерывного пробега для класса 125сс.) В ответ Piaggio выпустила специализированный гоночный скутер, основанный на серийной модели, также разработанный Коррадино Д'Асканио.

Сбоку машины был отчетливо виден двигатель, который больше походил на довоенный рекордсмен Gilera Rondine или слегка неуклюжий бескрылый самолет, чем на современный обтекаемый рекордсмен.

6 апреля 1950 года он сделал свое дело, установив ряд рекордов, в том числе на 500 и 1000 км, сократив время Lambretta на 10%. Его средняя скорость в течение 3 часов составляла 125.7 километров в час, а через 9 часов — 123.5 километров в час. Шесть месяцев спустя новый гоночный скутер Lambretta установил те же самые рекорды на скорости 132 километра в час.

Обтекаемый шлем был неотъемлемой частью дизайна второго лендспидера Piaggio и придавал комично-героический вид гонщику.
Обтекаемый шлем был неотъемлемой частью дизайна второго лендспидера Piaggio и придавал комично-героический вид гонщику.

В 1951 году на автостраду Рим-Остия между 10 и 11 километрами выкатился совершенно новый гоночный скутер, установивший рекорд наземной скорости в классе 125сс. Эта новая машина была длинной, низкой и имела форму ракеты, которая полностью закрывала пилота, исключая его обтекаемый шлем!

Двигатель тоже был далеко не стандартный, двухколенчатый, оппозитно-поршневой, двухтактный, с общим цилиндром. Поршни двигались навстречу друг другу и в верхней точке своего хода образовывали своими поршнями камеру сгорания; он производил 19,5 л.с. при 9500 об/мин. Несмотря на необычную конструкцию двигателя для мотоцикла, он был достаточно распространен в качестве морского двигателя.

В двигателе использовались два карбюратора и две свечи зажигания, он имел водяное охлаждение и удерживался алюминиевой рамой, но был размещен рядом с задним колесом, чтобы придать ему некоторое семейное сходство с Vespa. Скоростной "болид" показал двустороннюю среднюю скорость 166 километров в час.

На автостраде Рим-Остия, на скорости 166 километра в час в 1951 году.
На автостраде Рим-Остия, на скорости 166 километра в час в 1951 году.

В 1958 году на автостраде был испытан третий обтекаемый рекордсмен Piaggio — настоящий "бескрылый самолет", но не осталось никакой информации об этой попытке, только несколько интересных фотографий.

Заводские битвы за превосходство в "Land Speed ​​Record"" утихли к 1960-м годам, после Золотого века 30-летней работы на международной арене, когда были созданы одни из самых интригующих, бескомпромиссных дизайнов мотоциклов всех времен.

Еще одно фото полностью обтекаемой кабины Piaggio 1951 года на скорости, показывающее необходимость в обтекаемом шлеме. Кроме того, расположение двигателя рядом с задним колесом, чтобы убедить публику, что эта машина имеет связь с Vespa.
Еще одно фото полностью обтекаемой кабины Piaggio 1951 года на скорости, показывающее необходимость в обтекаемом шлеме. Кроме того, расположение двигателя рядом с задним колесом, чтобы убедить публику, что эта машина имеет связь с Vespa.
Полностью закрытый обтекаемый скутер 1958 года.
Полностью закрытый обтекаемый скутер 1958 года.
Эта последняя Vespa очень похожа на обтекаемые модели DKW 1930-х годов, только в меньшем масштабе, полностью закрытая, с люками для ног водителя.
Эта последняя Vespa очень похожа на обтекаемые модели DKW 1930-х годов, только в меньшем масштабе, полностью закрытая, с люками для ног водителя.
Рекордсмен 1958 года готовится к заезду.
Рекордсмен 1958 года готовится к заезду.

Оригинальный гоночный прототип Piaggio Коррадино Д'Асканио, созданный для установления рекордов в Monthléry, на который явно повлиял его опыт авиационного дизайна за предыдущие 35 лет. Машина полностью собрана вручную, ее ретро-футуристические формы были весьма органичны, до того, как было обнаружено, что обтекаемая форма «торпеды» с гораздо меньшей лобовой площадью больше подходит для гонок на максимальной скорости.
Оригинальный гоночный прототип Piaggio Коррадино Д'Асканио, созданный для установления рекордов в Monthléry, на который явно повлиял его опыт авиационного дизайна за предыдущие 35 лет. Машина полностью собрана вручную, ее ретро-футуристические формы были весьма органичны, до того, как было обнаружено, что обтекаемая форма «торпеды» с гораздо меньшей лобовой площадью больше подходит для гонок на максимальной скорости.
Авто
5,66 млн интересуются