Формирование надёжной и ненадёжной привязанности, а также их влияние на отношения во взрослом возрасте
Ребёнок в раннем возрасте сильно привязан к значимому взрослому, так как не может выжить без этой связи.
М.Эйнсворт считает, что именно в зависимости от поведения взрослого строится тип привязанности младенца [5].
Безопасная и надёжная привязанность формируется, если мать вовремя и верно реагирует на сигналы, которые подаёт ей младенец. Такая мать положительно настроена к ребёнку, выражает это в своём поведении, поддерживая и стимулируя действия младенца разнообразными способами [6].
Ненадёжная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа складывается, если мать проявляет непоследовательность в поведении: то равнодушие, то энтузиазм. Малыш в таком случае пытается контролировать мамино поведение, сгладить эти противоречия, добиться внимания и любви через плач, «прилипчивость», крик. В случае неудачи подобной тактики он может озлобиться и начать мстить.
Ненадёжная привязанность избегающего типа может формироваться двумя путями:
1) в поведении матери наблюдаются негативизм, нетерпеливость по отношению к младенцу, она слабо отзывается на его призывы, доходя порой до отвержения;
2) повышенное стремление к стимуляции, превышающее разумный и достаточный уровень, даже в случае, когда ребенок протестует.
Стратегия избегания контактов с ухаживающим взрослым приводит к тому, что малыш старается обойтись без поддержки, чтобы сохранить внутреннее равновесие [4].
Привязанность дезорганизованного, дезориентированного типа проявляется в том, что младенец не знает, чего ждать от матери, поэтому то пытается приблизиться к ней ради приятных эмоций, то отступает, чтобы избежать негативных чувств. Такая привязанность формируется у малышей, чьи матери принесли во взрослую жизнь традиции собственных родителей, пренебрегавших потребностями своих детей, проявлявших к ним жестокость. Большое значение в данном случае имеет и депрессивный фон настроения матери [4].
Поведение взрослого человека часто зависит от типа привязанности, заложенного в раннем детстве. Этот тип влияет на складывающиеся «рабочие модели себя и других людей», которые могут быть позитивными и негативными. Негативные модели могут оказывать влияние на базовое доверие к миру, на привычные идеи о безопасности социальной среды, о ее предсказуемости [1].
В школьном возрасте заметно влияние типа привязанности на построение отношений с ровесниками, так как от него зависит уровень сформированности социальных навыков, самостоятельности и гибкости поведения [4].
Взрослые люди испытывают влияние типа привязанности на формирование социальных связей и отношения к трудовой деятельности.
Те, чья ранняя привязанность была ненадёжна, испытывают социальную тревогу, окрашенную недоверчивостью. Это приводит к навязчивостям в поведении, неустойчивости эмоционального фона, ревности, подозрительности. Такие люди страдают от субъективного ощущения своей недопонятости и недооценённости другими людьми [3].
Люди, у которых в раннем возрасте сформировалась безопасная, надёжная привязанность к матери, чувствуют себя и в личных отношениях, и в труде уверенно и спокойно, не боятся ошибаться.
В то же время лица, у кого тип привязанности был ненадёжным, избегающим, предпочитают уходить от взаимодействий. Они обычно недовольны своей работой.
Те, чья ненадёжная привязанность к матери была сформирована по тревожно-сопротивляющемуся типу, в профессиональной деятельности испытывают страх отвержения, их эффективность на работе значительно зависит от похвалы и безопасных личных отношений [3].
В последние годы собраны данные о том, что эмоциональные отношения с матерью влияют на то, как человек выбирает себе партнёра, на то, насколько отношения будут стабильны, на вероятность развития депрессии во взрослом возрасте и на способность преодолевать трудности [3].
Итак, тип ранней привязанности накладывает отпечаток на будущие взаимоотношения взрослого человека.
В последние годы в клинической психологии и психиатрии раннего возраста рассматриваются диагностические критерии расстройства привязанности.
В современной клинической психологии и психиатрии можно встретить следующие формулировки критериев расстройства привязанности (МКБ -10, раздел "Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте").
«Критерии расстройства привязанности: 1) возраст до 5 лет; 2) неадекватные или измененные социально-родственные отношения вследствие недостатка возрастного интереса ребенка к контакту с членами семьи или другими людьми; реакция страха или чрезмерной чувствительности в присутствии незнакомых людей, не исчезающая при появлении матери или других родственников; 3) неразборчивая общительность (фамильярность, пытливые вопросы и т.д.); 4) отсутствие соматической патологии, умственной отсталости, симптомов раннего детского аутизма» [2].
Итак, нарушения привязанности признаны факторам риска для эмоциональных проблем детей, проявляющихся и во взрослом возрасте.
А есть ли различия в статистике нарушений привязанности у представителей различных культур? Об этом поговорим в следующий раз.
Литература
- Боулби Дж. Привязанность, «Гардарики», М.2003 г.
- Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гоношенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений., Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты., М.1996 г.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования, М.,2000г.
- Шэффер Д. Дети и подростки. Психология развития, Питер,2003 г
- Эйнсворт М. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994.
- Hetherington E.M., Park R. D. Child Psychology. A contemporary viewpoint. N. Y., 1994.
Продолжение следует
Автор: Ольга Егорова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru