Стенфорд Майснер - великий педагог американской школы актерского мастерства. Его учение одно из наиболее известных во всем мире. Среди немногочисленных подходов к обучению актерскому мастерству его техника по праву занимает свое место.
Удивительно, но истоки техники Майснера можно обнаружить в учении Станиславского так же, как и истоки метода Ли Страсберга. Не зря оба этих выдающихся педагога работали в одном театре, взаимно обогащая друг друга. Но это все историческая сноска, которую вы с лёгкостью найдете в Википедии. Я здесь опишу суть техники Майснера.
Техника Майснера - это комплекс упражнений по актерскому мастерству, каждое из которых логично вытекает из предыдущего, и объединенных общим тренинговым приемом (повтором).
Самое знаменитое в России и самое простое упражнение данной техники, которое является отправной точкой всего - это упражнение на "повторах высказывания".
Выглядит оно так:
Два актера сидят друг напротив друга и произносят бесконечное колличество раз одну и ту же реплику.
- У тебя красная рубашка.
- у меня красная рубашка.
- У тебя красная рубашка.
- у меня красная рубашка.
и т.д.
Реплика должна быть реалистичной, т.е. должна опираться на реальные факты здесь и сейчас. Если у партнёра рубашка красная, то я говорю - красная.
Это первый этап, который усложняется и развивается за счёт изменения высказывания. На более сложном уровне реплика может быть о физическом самочувствии партнёра, или же о его суждениях и взглядах. Но в России обычно до этого не доходят, оставаясь на этапе констатации физических фактов "здесь и сейчас".
В основе техники Майснера лежит специфическая особенность психики: мозг никогда не повторяет одно и тоже действие одинаково. Советский физиолог Бернштейн доказал этот тезис в своих исследованиях. И теперь мы знаем, даже операции, являющиеся частью действия, с каждым повтором корректируются в зависимости от обстоятельств. Природа так совершила. Каждое событие уникально и не повторяется. Даже смена дня и ночи каждый раз совершается по-разному. Вероятно, и наша психика в процессе своего взросления организует свои функции по образу окружающего мира. Отсюда "нелюбовь" мозга к слепым неоправданным повторам. В упражнениях Майснера мозг, как раз, попадает в такую "нелюбимую" ситуацию, поэтому и вынужден искать оправдание своим действиям. Так и получаются разные варианты прочтения одной и той же реплики в упражнениях Майснера.
- у тебя красная рубашка (в значении "ты не умеешь одеваться").
- у меня красная рубашка (в значении "это у меня плохой вкус")?
Упражнение настолько простое и эффективное, что уже через 10 минут актеры начинают разграничивать мельчайшие оттенки скрытого за репликой действия. Когда актер обладает такой гранулярностью чувственного аппарата, он может отличить едва заметные грани действия и соответственно может управлять ими. Это, безусловно, обогащает его актерскую палитру.
В отечественной школе актеры сосредоточенны на своих действиях. Так повелось от Станиславского, который и ввел в обиход данное понятие. Его открытие "Действие, как ловушка для чувства" вручило актерам инструмент управления собственными эмоциями. Поэтому сегодня многие актеры, следуя вроде бы заветам Станиславского, часто забывают о партнёре, так как чрезмерно увлечены только своими действиями. Упражнения же Майснера формируют привычку действовать исходя из посыла партнёра. Потому что Действие - есть реакция на чужое действие. Умение опричинивать свое действие поведением партнёра - есть второе важное достоинство техники Майснера.
Конечно, техника не является панацеей от всех актерских болезней, как и любая другая методика. Поэтому здесь я постараюсь описать область ее применения исходя из собственного опыта.
- Во-первых: Техника Майснера показывает наилучшие результаты при работе со взрослыми актерами.
Детям тяжело сидеть долго и неподвижно. А суть техники раскрывается именно при внешней статичности. Так как в этот момент вся активность переходит во внутренний процесс поиска пристройки и поиска нового варианта взаимодействия.
- Во-вторых: Техника Майснера, должна применяться при внешнем контроле Мастера.
Педагог следит за тем, чтобы актеры не наигрывали. Особенно - на первых порах. Так как ситуация некомфортная для мозга, то некоторые актеры начинают "закрываться": скабрезничать, хохмить, колоться. И мастер должен вернуть их в русло естественного поведения. Кроме того он следит за тем, готовы ли актеры перейти к следующему этапу.
- В-третьих: Техника максимально эффективна при обучении актеров кино.
В большинстве своем, в кино бытовая условность, т.е. всё - как в жизни. А в театре даже голос должен быть с подачей, а поведение персонажа не может не учитывать особенность сцены. Поэтому в театре больше условности, которая раскрывается через необычные формы аппарата воплощения: голоса, тела, мимики. Но упражнения техники Майснера активно вводятся и для театральных артистов, но только на начальном этапе, на этапе "узнания себя".
В своей практике помимо прямого назначения я использую технику Майснера для создания диалогов в этюдах. Это забавное упражнение на поиск неожиданного поворота. В традиционных педагогических этюдах поворотным событием управляет педагог. Он как-бы вбрасывает новые обстоятельства, а студент пытается "поймать" в себе зарождающуюся органичную реакцию. В моем применении - в какой-то момент студент может поменять ответ. Так игра запускается заново.
...
- У тебя красная рубашка.
- У меня красная рубашка.
- У тебя красная рубашка.
- У меня красная рубашка.
- У тебя красная рубашка.
- У тебя брюки короткие.
- У меня брюки короткие.
...
В этом варианте поворотами управляют сами студенты. Я также пробовал интересную модификацию упражнения с пристройками "снизу" и "снизу", которая даёт новые грани проявления конфликтных взаимоотношений. Опять же весь спектр возможных модификаций не описать в одной статье, поэтому буду двигаться к заключительной части. И чтобы не сильно отличаться от всех информационных источников, процитирую высказывание мастера, широко растиражированое в интернете:
"Чтобы быть интересным актером – черт возьми, чтобы быть интересным человеком – ты должен быть подлинным, а чтобы быть подлинным, ты должен принять то, кто ты есть на самом деле, бородавки и все такое. Ты хоть представляешь, как это раскрепощает - не заботиться о том, что люди думают о тебе? Ну, это то, что мы здесь делаем".
А теперь - по делу: это не просто убеждение Майснера, как может показаться с первого взгляда, это аксиома, или отправная точка для любой техники в актерском мастерстве. Поэтому, чтобы ощутить всю прелесть и поймать кайф от "игры в Майснера", обязательно нужны подводящие тренинги на принятие себя. Это также увлекательное и очень веселое путешествие. Простой пример из моей практики. В одном из многочисленных повторов по Майснеру студентка заявила подруге: "у тебя пухлый зад". И игра началась с этой репликой. Чтобы играть с такой информацией и свободно жонглировать смыслами, нужно отвлечься от предрассудков и своих комплексов, иначе принимающая сторона все время будет думать только о своей "проблеме" с пухлым задом. В итоге не получится разнообразных вариантов, а подруга перестанет быть подругой уже к концу упражнения. Надеюсь, мне удалось вдохновить вас на подвиги в отношении техники Майснера и подводящих тренингов.
На самом деле, техника применима на разных этапах обучения. Главное - определить цель ее использования. К примеру: для поиска различных действий и оттенков действий, для настройки взаимодействия, для поиска неожиданных поворотных действий, для отработки пристроек и т.д. Всё зависит от фантазии педагога и от его понимания психологических процессов, положенных в основу техники.