Найти в Дзене
сергей СМИРНОВ

Ан-140-неудачная попытка заменить Ан-24, и что из этого вышло.

Самолет Ан-140.
Самолет Ан-140.

«Авиакор — авиационный завод» (Самара) завершил в 2016 году выпуск российско-украинского регионального турбовинтового самолета Ан-140 из-за разрыва кооперационных связей с разработчиком самолета — киевским КБ имени Антонова.

Всего «Авиакор» с 2005 года построил 12 самолетов Ан-140 - девять для Министерства обороны России и три для авиакомпании "Якутия" (где последний из них был выведен из эксплуатации в 2013 году). Еще 13 самолетов Ан-140 с 1997 по 2005 годы были построены на Украине (в эксплуатации из них остаются два самолета - в корпоративных авиакомпаниях "Авиалинии Антонова" и "Мотор-Сич"), и девять - по лицензии в 2001-2010 годах собраны в Иране (в эксплуатации находятся семь машин). К настоящему времени производство Ан-140 на Украине и в Иране прекращено.Из всех самолетов 5 авиалайнеров разбились [не российские].

Ан-140-100 – единственный турбиновинтовой обладатель сертификата для использования самолета в качестве грузопассажирского.Стоимость одного Ан-140-100 на 2012 год составляла в среднем 20 миллионов евро.

Я не буду приводить ТТХ и ЛТХ самолетов [они сопоставимы], их можно посмотреть в Википедии, но обратим внимание на некоторые нюансы.

Насколько известно у авиакомпании "Якутия" были претензии не столько к качеству самолетов, сколько к качеству послепродажного обслуживания. Но, поскольку больших заказов не было, и государственная поддержка отсутствовала, создать полномасштабную техническую поддержку было затруднительно. Производство, в связи с отсутствием массовости, не хотело делать агрегаты поштучно (и цены на них были соответственно заоблачные).

Ан-140 больше похож на семейство ATR чем на АН24/26. Те же узкие шасси, маленькие колёса, крыло такой же формы. Отличается только стабилизатором. Значит и недостатки у АН-140 те же что и у АТР. По сравнению с Ан-24 у которого шасси расположены под движками и амортизация на много лучше чем у Ан-140, плавнее ход и не так стучит под фюзеляжем, во время разгона или посадки.Колея шасси у Ан-140 уже чем у Ан-24, и это накладывает ограничения как при посадке на грунт, так и при посадке с боковым ветром.

Maсса пустого Aн-140 почти 13000 кг (Aн-24 возрастом 30-40 лет: масса пустого приблизительно такая же,но они пережили несметное количество капремонтов, каждый из которых добавляет массу на 300 кг.) На Ан-140-100 установлены два турбовинтовых двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, которые конструктивно имеют свободную турбину, расположенную позади турбокомпрессора, с валом, направленным назад по полёту (к главному редуктору, стоящему обычно за двигателями), а самолётные — переднее (к тянущему винту), то ТВ3-117ВМА-СБМ1 имеет специальную трансмиссию от заднерасположенного вала к редуктору винта, проложенную над двигателем. Редуктор винта позаимствован у двигателя АИ-24 самолётов Aн-24, Ан-26, передаточное число — 0,08. В наборе высоты после 4000м. мощность вертолетных двигателей падает, поэтому изменена конструкция лабиринтного диска 12-й ступени компрессора и его крепления к ротору [увеличен расход воздуха через двигатель - увеличен наружный диаметр рабочих колес компрессора].Надежность двигателей тоже была слабовата. Максимальный угол отклонения закрылков в Ан-140 в посадочном положении 25 градусов, соответственно минимальная длинна ВПП 1300м. против 1200м. y Ан-24.

Для пассажирского самолётa крайне высокий уровень шума в салоне [мнение пассажиров].Причём не только от двигателей, различные детали отделки [в основном пластик] так плохо подогнаны, что постоянно создают своими смещениями дополнительное звуковое сопровождение. По уровню шума Ан-140 не далеко отскочил от Ан-24.

Ан-140 выигрывает у Ан-24 60-х годов только по расходу топлива 550-610 кг/ч против 820-900кг/ч. Но если поставить на Ан-24 современные двигатели будет приблизительно такой же расход как и у Ан-140.

Возникает простой вопрос: зачем было городить огород , сравнив все вышеуказанное получается что технологии 60-х прошлого века победили технологии 2000-х , проще и эффективнее было бы модернизировать и продолжать выпускать АН-24. Рынки сбыта не надо искать- все уже давно найдено еще при СССР, не надо переучивать летный состав и ИТР тоже не надо, и.т.д. В этом классе мы бы были впереди планеты всей.

Я думаю что Антоновцы хотели построить самолет который не уступал бы по расходу топлива, комфорту итд. западным аналогам, и отчасти они в этом преуспели.Но при этом самолет утратил специфику эксплуатации[неприхотливость и вездеходность] Ан-24. Учитывая недоведенность машины и отсутствие послепродажного обслуживания, а также высокую цену самолета, все это определило провал программы Ан-140.

Компания «Мотор Сич» предлагала модернизировать Аны-26-е у которых был большой ресурс-заменить двигатели – АИ-24, которые ни по шумам, ни по эмиссии не соответствуют европейским требованиям. Для ремоторизации самолетов Ан-26 предлагался ТВ3-117ВМА-СБМ1, который установлен на Ан-140. Он на 30% эффективнее АИ-24 и сертифицирован по международным стандартам. Но ГП «Антонов»отказался предоставить свое согласие на переоснащение самолетов Ан-26 новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1 для получения сертификата типа. Наверное Антоновцы в первую очередь хотели продвигать Ан-140.О модернизации Ан-24 я писал в статье https://dzen.ru/media/id/60c210231f1ba301a73d7401/il112-il114-an140-i-let610-mog-by-zamenit-modernizirovannyi-an24-kak-biudjetnyi-variant-razvitiia-aviacii-v-possii-616c498a2ca39e5ccca79eca

Кстати, Китай пошел по пути модернизации Ан-24 и у них получился Xian МА60. И даже они его экспортируют в 16 стран, но об МА60 я напишу в другой статье.

Xian MA60 авиакомпании Air Burundi.
Xian MA60 авиакомпании Air Burundi.

А ещё более интересно: почему ради этого зарубежного самолета с сомнительной репутацией, закрыли программу Ил-112В (полностью российской разработки и производства) ,о которой говорили долгие годы и в которую вложили немалые деньги, толком не удосужившись объяснить, почему же её закрыли [потом вернулись к разработке Ил-112В и опять приостановили].

Еще добавлю что МО РФ нужен был грузовой самолет с рампой в этом классе, но повелись и на этот. Хотя в Иране разработали и грузовую версию ИрАн-140Т.

Сравнение грузовых кабин самолетов.
Сравнение грузовых кабин самолетов.
Самолет ИрАн-140Т.
Самолет ИрАн-140Т.

Приглашаю всех читателей к дискуссии, обязательно выскажите свое мнение.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ