Найти тему

Зимний и летний расход энергии, запас хода и что на него влияет

Оглавление

Я для себя придумал такой индикатор, которым можно измерять динамику расхода энергии при езде. Этот индикатор - дорога до Выборга. Этот путь пролегает по трассе "Скандинавия" и имеет протяженность 77 километров.

Путь в 77 км до г. Выборг
Путь в 77 км до г. Выборг

Поскольку я периодически проезжаю этим путем, то время от времени могу замерить как меняется расход в зависимости от различных внешних факторов.
Недавно проехал этим путем еще раз и решил сравнить свои зимние показатели с летними. В качестве инструмента измерения использую встроенный компьютер машины, который выводит график по двум параметрам - расход в кВт⋅ч на 100 км и среднюю скорость.
Измерения провожу с отключенной системой климат-контроля, которая может влиять на расход в довольно широком диапазоне. Меня интересует сколько может проехать машина во чтобы то ни стало, пускай и с отключенным климатом.

Что влияет на дальность хода?

На практике на дальность хода зимой влияют два фактора - обогрев салона и поддержание температуры батареи. После включения промерзшей машины расход батареи на нагрев печки становится колоссальным. Поэтому есть смысл прогревать машину когда она подключена к зарядному устройству, чтобы снизить расход запасенной энергии.

В Китае к машине прилагается мобильное приложение, которое может контролировать работу климат-контроля удаленно и даже настроить график. Так что можно например включить прогрев машины сидя дома, пока она стоит на зарядке, а затем прийти и сесть в теплую машину и поехать без потери запаса хода, у меня привязать машину к приложению пока не получилось.

С печкой понятно, но что делать с батареей? На этот фактор мы особо повлиять не можем, так как машина старается обеспечить температуру батареи в оптимальных параметрах и нас об этом не спрашивает. Для этого она использует жидкостную систему охлаждения или обогрева батареи.

Как работает терморегуляция батареи?

Рассмотрим устройство системы терморегуляции.

Основные элементы системы терморегуляции Weltmeister EX5
Основные элементы системы терморегуляции Weltmeister EX5

На фотографии показано подкапотное пространство с пометками элементов системы охлаждения и нагрева.

  • Синяя стрелка - бачок для наполнения контура системы охлаждения батареи;
  • Желтая стрелка - контур охлаждения двигателя и системы климат-контроля салона;
  • Красная стрелка - пластинчатый теплообменник контура батареи (теплоноситель батареи охлаждается через контакт с контуром кондиционера);
  • Зеленая стрелка - сборка 3-в-1: контроллер двигателя, PDU, преобразователь питания;
  • Оранжевая стрелка - двигатель и редуктор;
  • Белая стрелка - перекладины для крепления переднего багажника.
Элементы крупным планом
Элементы крупным планом

На изображении выше крупным планом показаны детали каждой подсистемы в переднем силовом отсеке электромобиля Weltmeister EX5 400 со снятым передним багажным отделением.

  • Красная стрелка - бачок для наполнения контура системы охлаждения батареи;
  • Черная стрелка - бачок для наполнения системы охлаждения двигателя и печки салона;
  • Зеленая стрелка - пластинчатый теплообменник контура батареи (теплоноситель батареи охлаждается через контакт с контуром кондиционера);
  • Синяя стрелка - электронный водяной насос с постоянным расходом;
  • Фиолетовая стрелка - модуль PTC системы кондиционирования воздуха в салоне.

Стратегия терморегуляции батареи

График из презентации производителя о том как работает алгоритм терморегуляции
График из презентации производителя о том как работает алгоритм терморегуляции

На схеме выше показан график производителя, согласно которому машина контролирует температуру батареи. Из этой схемы можно вынести три основных тезиса:

  1. Когда температура внутри батареи становится ниже +5 C включается электрический подогреватель батареи.
  2. Во время быстрой зарядки постоянным током внутренняя температура батареи удерживается на 25 градусах.
  3. Верхний порог температуры батареи не должен превышать 38 градусов.

Таким образом получается, что в зимних условиях машина будет стремиться удерживать температуру батареи в диапазоне 0 до +5 градусов, для этой цели она будет расходовать запас энергии на нагрев теплоносителя в контуре.

Так каков же расход энергии для удержания температуры батареи?

Возвращаемся к сравнению летнего и зимнего пробега, ниже показан график расхода в июле.

Как видно средний расход по статистике на 100 км составил 13 кВт⋅ч, при емкости батареи в 52 кВт⋅ч это дает паспортные 400 км пробега, но в реальных условиях пробег у меня не превышал 350 км от полного заряда.
А зимой картина немного другая, с учетом подогрева батареи расход по статистике составил 18 кВт⋅ч на 100 км.

Значит от полного заряда машина может проехать всего 280 км, но опять таки в реальных условиях это примерно 230 км.
Значит затраты на обогрев батареи дают дополнительный расход примерно на 5 кВт⋅ч на сотню и сокращают запас хода на 120 км.

Авто
5,66 млн интересуются