Найти тему
РБК Autonews

Пусто так. Эти машины могли изменить все, но так и не были выпущены

В английском языке есть замечательный термин, сконструированный по принципу hardware и software — это vaporware, от слова пар. Легко догадаться, что обозначает он ситуацию, когда вместо обещанного и, зачастую, громко расхваленного продукта на выходе получается пшик. Среди родных и еще не забытых примеров можно вспомнить эпопею с «ё-мобилями» или, в чуть меньшей степени, трагедию Marussia Motors. А за океаном на статус vaporware-проекта, например, все сильнее претендует Tesla Cybertruck, анонсированный еще в 2019 году, но так пока и не запущенный в серию. Autonews.ru собрал еще несколько примеров из прошлого, когда крутые машины оставались Львами Толстыми лишь на словах.

Реинкарнация Lotus Esprit

Lotus📷Lotus Esprit Concept
Lotus📷Lotus Esprit Concept

Британский Lotus никогда не был крупной компанией с обширной модельной линейкой, поэтому дебют сразу четырех концептуальных спорткаров на Парижском автосалоне 2010 года поверг общественность в шок. А после обещаний довести их все до серии — еще и в трепет. Тогдашний президент компании Дэни Бахар заявлял, что всего через несколько лет клиенты смогут получить легкие и компактные Elite и Elan, четырехместный суперседан Eterne, а главное — Esprit совершенно нового поколения, с пятилитровым V8 на 620 сил и опциональной системой рекуперации энергии KERS, как в «Формуле-1» тех лет. И к воскрешению этого легендарного имени было приковано основное внимание.

Откуда у небольшой фирмы бюджет на разработку сразу четырех моделей с чистого листа? А ниоткуда! Уже к 2012 году стало понятно, что Lotus испытывает гигантские финансовые сложности, три из четырех проектов были отменены, но за Esprit британцы цеплялись до последнего — ведь работы над этим купе стартовали еще в 2006-ом. В итоге чуда не случилось: Esprit тоже был убит, так и не родившись, Дэни Бахара выгнали на мороз, а сам Lotus к 2017-му превратился в собственность китайского концерна Geely. Что, впрочем, не так и плохо, ведь за последнее время у компании и правда появились новые модели — пусть не четыре, а три, зато настоящие.

Detroit Electric SP.01

Detroit Electric📷Detroit Electric SP.01
Detroit Electric📷Detroit Electric SP.01

Компания Detroit Electric пыталась «убить Tesla» еще до того, как это стало мейнстримом. В 2013 году миру был явлен электрический спорткар, собранный на основе Lotus Elise, совсем как Tesla Roadster — и обещавший разгон до 60 миль в час (96 км/ч) за 3,7 секунды, то есть в точности как первое четырехколесное детище Илона Маска. Даже историческую подоплеку придумали убедительную: Detroit Electric вроде как продолжала дело одноименной американской компании, которая выпускала электрокары еще в начале прошлого века — причем весьма успешно.

👉 Живые и мертвые: какими могли стать русские автомобили

Номинальную штаб-квартиру возрожденной марки также разместили в Детройте, но сами спорткары SP.01 планировали собирать в Европе — сначала речь шла о Нидерландах, затем о Великобритании. К 2017 году проект вроде как дошел до серийного статуса, но производство в итоге так и не стартовало, и с тех пор о компании ничего не слышно. Быть может, потому, что с автомобилем банально опоздали — ведь первый прототип SP.01 показали в тот момент, когда производство Tesla Roadster уже было завершено, а мир с недоверием изучал новейшую Model S. А может, идея родстера на батарейках тогда вообще могла прокатить только у Илона Маска.

Devel Sixteen

Devel Motors📷Devel Sixteen
Devel Motors📷Devel Sixteen

12,3 литра рабочего объема, 16 цилиндров, 4 турбины, 5007 лошадиных сил, менее двух секунд до сотни, максималка в 515 км/ч и 1,6 миллиона долларов стартовой цены. Кажется, будто это просто перечисление характеристик случайного супер-пупер-мобиля из фантазий школьников младших классов, но именно с такой концепцией выступила компания Devel Motors из ОАЭ. «Почти готовый к производству» гиперкар Sixteen показали в 2017 году, но с тех пор дело практически никуда не продвинулось.

Devel Motors📷Devel Sixteen
Devel Motors📷Devel Sixteen

Вернее, новости иногда просачиваются: например, в 2019-ом руководство компании сообщало, что модель распродана на два года вперед, а еще три года спустя демонстрировала, как ходовой прототип ездит по общественным дорогам Италии. Но каких-либо убедительных роликов, демонстрирующих предельные возможности Devel Sixteen, нет и по сей день — причем о сумасшедшем дрэгстерном V16 работы американской компании Steve Morris Engines уже почти не вспоминают. Пока что арабы учат ездить «стартовую» версию с битурбо-V8 мощностью 1500-2000 л.с., — и то, видимо, с переменным успехом.

NanoFlowcell Quant

NanoFlowcell📷NanoFlowcell QUANT F
NanoFlowcell📷NanoFlowcell QUANT F

В 2014 году, когда электромобильное будущее еще казалось фантазией, швейцарская компания NanoFlowcell анонсировала революционный концепт, работающий на электричестве, но не от аккумуляторов. Вместо них использовались так называемые потоковые батареи, которые, в двух словах, работают так: у машины есть два отдельных бака, в которых содержатся разные растворы электролита. Насосы прокачивают их с двух сторон специальной ионообменной мембраны, в результате чего вырабатывается электричество. Гениальная же задумка — одновременно экологичная и лишенная проблем со скоростью зарядки, ведь закачать электролит в бак — не дольше, чем плеснуть бензина.

Характеристики дебютной модели Quant поражали воображение: мощность от 760 до 1090 лошадиных сил, разгон до сотни за 2,8 или 2,4 секунды, запас хода до 1000 километров — и все это, вроде как, существовало в качестве рабочих прототипов в 2016 году. Более того, NanoFlowcell представила еще и компактную модель Quantino мощностью всего 136 л.с., зато намного более доступную — и на ней, как утверждалось, основатель компании ездил 14 часов кряду, израсходовав топливо всего на 22%. А еще швейцарцы обещали отстроить сверхфутуристичный исследовательский центр Quant City, заняться выпуском антропоморфных роботов… Но товарных машин до сих пор как не было, так и нет, а одна из фраз на официальном сайте гласит буквально следующее: «Мы не ставим себе конкретных целей, наше дело — постоянный прогресс».

Moller M400

Moller International📷Moller M400
Moller International📷Moller M400

В целом, на этом месте может быть абсолютно любой проект летающего автомобиля — о таких штуках человечество грезит уже много десятилетий, но ни одна идея так и не дошла до осязаемого воплощения. Почему же тогда именно Moller? Все просто: он один из самых первых и едва ли не самый стильный! Если вы думаете, что M400 выглядит как ретрофутуристический гость из космической эры, вы совершенно правы: американец Пол Моллер начал разработку летающей машины еще в 1960-х!

Moller International📷Moller M400
Moller International📷Moller M400

Концепция, надо сказать, не сильно отличается от современного подхода: четырехместный «почти автомобильный» салон помещен в компактный авиационный фюзеляж, по углам от которого расположены пропеллеры с изменяемым углом наклона — они обеспечивают вертикальный взлет и посадку, а также отвечают за маневрирование. В качестве двигателей Моллер решил использовать роторные агрегаты Rotapower, которые способны работать практически на любом топливе — и которые так и не стали серийными. Как и сам летающий автомобиль.

К 2003 году, после 40 лет разработки и затрат более 100 миллионов долларов, прототип M400 сумел всего лишь немного полевитировать над землей — для пущей страховки будучи привязанным к стреле башенного крана. Сам Моллер такие скромные результаты объяснял вечным недостатком финансирования, несмотря на то, что собирал платные предзаказы еще с начала 1990-х. Как бы то ни было, с 2015 года компания Moller Motors прекратила деятельность, а к 2019-му и существование. Полу Моллеру сейчас уже 85 лет, и только ему известно, действительно ли он мог создать летающий автомобиль — или просто о нем мечтал.

Когда на асфальте слишком тесно. Суперкары, которые стали внедорожниками От новой Lada Vesta до «Атома». Все о новинках российского автопрома 10 крутых автоновинок, которые стоит ждать в России в 2023 году