Как бы не говорили, что Гитлер не нападет на СССР, но война витала в воздухе. И в 1940-м году особенно сильно озаботились оснащением армии.
Обратили внимание на то, что нет хороших тягачей для пушек. Последний раз тягачи создавали 10 лет назад, и не со всеми задачами они справлялись.
Например, противотанковые 45-тки и пушки полковые 76 мм они еще тянули, а дивизионную артиллерию приходилось передвигать с помощью обычных лошадей или тракторов, работавших в сельском хозяйстве.
Летом 40-го года заводом ГАЗ был выпущен опытный образец нового тягача. Для его создания был использован танк Т-40, и новая машина имела индекс ГАЗ-22 или Т-22.
Двигатель был новым, начал выпускаться тоже в 1940-м, имел объем 3485 кубических сантиметров, а мощность его составила 76 лошадиных сил. Дивизионные пушки стало перемещать легко за счет того, что катки тягача имели торсионную подвеску.
Вездеход получился на гусеничном ходу, кабина двухместная, а чтобы добраться к мотору, необходимо было откинуть боковину с той стороны, с которой было нужно.
Проблема возникла при создании крыши кабины – в то время не было еще возможности выпуска листа металла такого размера. Поэтому ее сделали из дерева, а затем затянули брезентовой тканью.
Лобовое стекло изготовили цельным, но при необходимости оно могло поворачиваться, чтобы кабину проверить. Подумали и о защите от солнца, разместив над стеклом небольшой козырек.
Вверху имелся стеклоочиститель с вакуумным приводом. Слева от кабины разместили зеркало, две фары были электрическими, а на левой стойке была еще одна – дополнительная.
Рычаги танка просто заменили на руль, а в кузове тягача легко размещались 20 человек. Подобная машина без труда могла перемещать гаубицу в 122 мм.
Максимальная скорость, которую тягач способен был развивать, составила 45 километров в час. Образцов изготовили 2, и приступили к испытаниям.
В 1940-м году стало ясно, что таких машин в армии очень не хватает. И все это произошло только потому, что предпочтение при изготовлении необходимых машин отдавалось танковой отрасли.
Артиллерийские части снабжались вспомогательной техникой по остаточному признаку. Тимошенко, который был наркомом в 1940-м году, обращал на это внимание.
Причинами отсутствия достаточного количества тягачей он называл: отсутствие предприятий, которые бы не просто переделывали сельскохозяйственные трактора в тягачи, а создавали новые.
Не было ни конструкторских бюро, специализировавшихся на подобном производстве, ни самого четкого плана его развития.
Испытания Т-22 в целом прошли успешно, но, опять же, танковые шасси требовались самим танкам, а для нового тягача их критически не хватало.
Началась война, работы были свернуты. О том, что это сделано было напрасно, говорит тот факт, что большая часть существующих в то время тягачей, была уничтожена в первый год войны, и потеряно много тяжелых орудий крупного калибра.