Ключевые моменты
- Саморегуляция — это способность понимать и управлять своим поведением и реакциями.
- Саморегуляция помогает детям и подросткам учиться, хорошо себя вести, ладить с другими и становиться независимыми.
- Саморегуляция начинает быстро развиваться в детском и дошкольном возрасте. Он продолжает развиваться во взрослом возрасте.
- Способы развития саморегуляции вашего ребёнка включают разговоры, планирование, решение проблем и ролевое моделирование.
Что такое саморегуляция
Саморегуляция — это способность понимать и управлять своим поведением и своими реакциями на чувства и вещи, происходящие вокруг вас.
Это включает в себя возможность:
- регулировать реакции на сильные эмоции, такие как разочарование, волнение, гнев и смущение;
- успокоиться после чего-то волнующего или расстраивающего;
- сосредоточиться на задаче;
- переориентировать внимание на новую задачу;
- управлять импульсы;
- вести себя так, чтобы помочь вам ладить с другими людьми.
Почему важна саморегуляция
Когда ваш ребёнок растёт, саморегуляция помогает ему:
- учиться в школе — потому что саморегуляция даёт вашему ребёнку возможность сидеть и слушать в классе;
- вести себя социально приемлемым образом, потому что саморегуляция даёт возможность контролировать импульсы;
- заводить друзей, потому что саморегуляция даёт возможность по очереди участвовать в играх и разговорах, делиться игрушками и выражать эмоции соответствующим образом;
- стать более независимым, потому что саморегуляция даёт возможность принимать правильные решения о поведении и учиться вести себя в новых ситуациях с меньшим количеством указаний с вашей стороны.
Как и когда развивается саморегуляция
Дети развивают саморегуляцию через тёплые и отзывчивые отношения. Они также развивают её, наблюдая за окружающими взрослыми.
Саморегуляция проявляется в младенчестве. Больше всего она развивается в детском и дошкольном возрасте, но продолжает развиваться и во взрослой жизни.
Например, дети могут сосать пальцы, чтобы утешиться, или отводить взгляд от тех, кто за ними ухаживает, если им нужно отвлечься от внимания или они устают.
Малыши могут немного подождать еды и игрушек. Но малыши могут брать игрушки у других детей, если они действительно этого хотят. А истерики случаются, когда малышей переполняют сильные эмоции.
Дошкольники начинают узнавать, как играть с другими детьми, и понимать, что от них требуется. Например, дошкольник может попытаться говорить тихим голосом, если вы в кино.
Дети школьного возраста лучше контролируют свои собственные желания и потребности, представляют точки зрения других людей и видят обе стороны ситуации. Это означает, например, что они могут не соглашаться с другими детьми, не споря.
Десятилетние и подростки лучше планируют, выполняют сложные задачи, ведут себя социально приемлемым образом и учитывают, как их поведение влияет на других людей. Например, ваш ребёнок-подросток может подумать о вашей точке зрения, когда он ведёт с вами переговоры о времени похода ко сну.
Детям, которые обычно чувствуют что-то сильно и интенсивно, труднее контролировать себя. Для более спокойных детей это не так сложно. Даже дети старшего возраста и подростки иногда испытывают трудности с саморегуляцией.
Помощь детям и подросткам в обучении и практике саморегуляции
- Работайте над навыками вашего ребёнка для понимания и управления эмоциями;
- Используйте успокаивающие стратегии для детей всех возрастов;
- Планируйте сложные ситуации, в которых младшим детям может быть трудно вести себя хорошо. Например: «В магазине, в который мы собираемся, есть много вещей, которые могут сломаться. Можно их смотреть, но, пожалуйста, не трогай их». Ненавязчиво напомните ребёнку, когда вы входите в магазин: «Помни — просто смотришь, хорошо?»;
- Привлекайте подростков к решению проблем и обсуждению сложных ситуаций. Например: «Я работаю все выходные, поэтому знаю, что тебе будет скучно. Как бы ты хотел провести эти дни?»;
- Хвалите ребёнка, когда он проявляет самообладание и справляется с трудной ситуацией. Например, «Ты прекрасно ждал своей очереди» или «Мне понравилось, как ты поделился с Соней шоколадкой, когда она попросила».
Важно, чтобы ваши ожидания в отношении поведения соответствовали возрасту и стадии развития вашего ребёнка. Это может помочь ему избежать разочарования, связанного с отсутствием навыков или понимания того, что его просят.
Проблемы с саморегуляцией
Время от времени разные вещи могут влиять на способность вашего ребёнка к саморегуляции.
Например, усталость, болезнь и изменения в распорядке дня могут повлиять на его способность регулировать свои реакции и поведение. Кроме того, некоторые дети прекрасно владеют собой в уходе за детьми, в школе или на занятиях спортом, но испытывают трудности дома. Другим детям тяжело в людных, шумных местах, таких как торговые центры. А по мере того, как дети становятся старше, саморегуляция может быть сложной, если у них много оценочных заданий или трудности в отношениях.
Хотя эти проблемы с саморегуляцией довольно типичны, рекомендуется поговорить со специалистом, если вас беспокоит поведение вашего ребёнка или у вас возникают проблемы с его поведением по мере взросления.
Подумайте об обращении за профессиональной помощью, если ваш ребёнок:
- закатывает больше истерик или увы замечаете за ним больше проблемного поведения, чем у других детей того же возраста;
- ведёт себя трудным или неконтролируемым образом чаще, когда становятся старше;
- ведёт себя опасно для себя или окружающих;
- трудно дисциплинируется и ваши стратегии поощрения позитивного поведения, кажется, не работают;
- очень замкнут и имеет много проблем во взаимодействии с другими;
- у него не так много коммуникативных и социальных навыков, как у других детей того же возраста.