Найти тему
Ключ к детям

Саморегуляция у детей от 1 до 18 лет

Оглавление

Ключевые моменты

  • Саморегуляция — это способность понимать и управлять своим поведением и реакциями.
  • Саморегуляция помогает детям и подросткам учиться, хорошо себя вести, ладить с другими и становиться независимыми.
  • Саморегуляция начинает быстро развиваться в детском и дошкольном возрасте. Он продолжает развиваться во взрослом возрасте.
  • Способы развития саморегуляции вашего ребёнка включают разговоры, планирование, решение проблем и ролевое моделирование.

Что такое саморегуляция

Саморегуляция — это способность понимать и управлять своим поведением и своими реакциями на чувства и вещи, происходящие вокруг вас.

Это включает в себя возможность:

  • регулировать реакции на сильные эмоции, такие как разочарование, волнение, гнев и смущение;
  • успокоиться после чего-то волнующего или расстраивающего;
  • сосредоточиться на задаче;
  • переориентировать внимание на новую задачу;
  • управлять импульсы;
  • вести себя так, чтобы помочь вам ладить с другими людьми.

Почему важна саморегуляция

Когда ваш ребёнок растёт, саморегуляция помогает ему:

  • учиться в школе — потому что саморегуляция даёт вашему ребёнку возможность сидеть и слушать в классе;
  • вести себя социально приемлемым образом, потому что саморегуляция даёт возможность контролировать импульсы;
  • заводить друзей, потому что саморегуляция даёт возможность по очереди участвовать в играх и разговорах, делиться игрушками и выражать эмоции соответствующим образом;
  • стать более независимым, потому что саморегуляция даёт возможность принимать правильные решения о поведении и учиться вести себя в новых ситуациях с меньшим количеством указаний с вашей стороны.

Как и когда развивается саморегуляция

Дети развивают саморегуляцию через тёплые и отзывчивые отношения. Они также развивают её, наблюдая за окружающими взрослыми.

Саморегуляция проявляется в младенчестве. Больше всего она развивается в детском и дошкольном возрасте, но продолжает развиваться и во взрослой жизни.

Например, дети могут сосать пальцы, чтобы утешиться, или отводить взгляд от тех, кто за ними ухаживает, если им нужно отвлечься от внимания или они устают.

-2

Малыши могут немного подождать еды и игрушек. Но малыши могут брать игрушки у других детей, если они действительно этого хотят. А истерики случаются, когда малышей переполняют сильные эмоции.

Дошкольники начинают узнавать, как играть с другими детьми, и понимать, что от них требуется. Например, дошкольник может попытаться говорить тихим голосом, если вы в кино.

Дети школьного возраста лучше контролируют свои собственные желания и потребности, представляют точки зрения других людей и видят обе стороны ситуации. Это означает, например, что они могут не соглашаться с другими детьми, не споря.

Десятилетние и подростки лучше планируют, выполняют сложные задачи, ведут себя социально приемлемым образом и учитывают, как их поведение влияет на других людей. Например, ваш ребёнок-подросток может подумать о вашей точке зрения, когда он ведёт с вами переговоры о времени похода ко сну.

-3

Детям, которые обычно чувствуют что-то сильно и интенсивно, труднее контролировать себя. Для более спокойных детей это не так сложно. Даже дети старшего возраста и подростки иногда испытывают трудности с саморегуляцией.

Помощь детям и подросткам в обучении и практике саморегуляции

  • Работайте над навыками вашего ребёнка для понимания и управления эмоциями;
  • Используйте успокаивающие стратегии для детей всех возрастов;
  • Планируйте сложные ситуации, в которых младшим детям может быть трудно вести себя хорошо. Например: «В магазине, в который мы собираемся, есть много вещей, которые могут сломаться. Можно их смотреть, но, пожалуйста, не трогай их». Ненавязчиво напомните ребёнку, когда вы входите в магазин: «Помни — просто смотришь, хорошо?»;
  • Привлекайте подростков к решению проблем и обсуждению сложных ситуаций. Например: «Я работаю все выходные, поэтому знаю, что тебе будет скучно. Как бы ты хотел провести эти дни?»;
  • Хвалите ребёнка, когда он проявляет самообладание и справляется с трудной ситуацией. Например, «Ты прекрасно ждал своей очереди» или «Мне понравилось, как ты поделился с Соней шоколадкой, когда она попросила».

Важно, чтобы ваши ожидания в отношении поведения соответствовали возрасту и стадии развития вашего ребёнка. Это может помочь ему избежать разочарования, связанного с отсутствием навыков или понимания того, что его просят.

Проблемы с саморегуляцией

Время от времени разные вещи могут влиять на способность вашего ребёнка к саморегуляции.

-4

Например, усталость, болезнь и изменения в распорядке дня могут повлиять на его способность регулировать свои реакции и поведение. Кроме того, некоторые дети прекрасно владеют собой в уходе за детьми, в школе или на занятиях спортом, но испытывают трудности дома. Другим детям тяжело в людных, шумных местах, таких как торговые центры. А по мере того, как дети становятся старше, саморегуляция может быть сложной, если у них много оценочных заданий или трудности в отношениях.

Хотя эти проблемы с саморегуляцией довольно типичны, рекомендуется поговорить со специалистом, если вас беспокоит поведение вашего ребёнка или у вас возникают проблемы с его поведением по мере взросления.

-5

Подумайте об обращении за профессиональной помощью, если ваш ребёнок:

  • закатывает больше истерик или увы замечаете за ним больше проблемного поведения, чем у других детей того же возраста;
  • ведёт себя трудным или неконтролируемым образом чаще, когда становятся старше;
  • ведёт себя опасно для себя или окружающих;
  • трудно дисциплинируется и ваши стратегии поощрения позитивного поведения, кажется, не работают;
  • очень замкнут и имеет много проблем во взаимодействии с другими;
  • у него не так много коммуникативных и социальных навыков, как у других детей того же возраста.