Найти в Дзене
SKILLARY

О чем забывают, когда говорят про уважение в семье

Оглавление

Взаимное уважение – одна из основ благополучия семьи. Фундамент, на котором строятся отношения. Члены семьи должны друг друга уважать. Иначе никак.

Но когда появляются дети, этот фундамент иногда прогибается под весом традиционных представлений о воспитании:

- дети должны слушаться родителей;

- дети не должны спорить и пререкаться;

- дети должны уважать старших;

- дети должны знать своё место;

- за непослушание можно и нужно наказывать;

- и т.д.

Традиционно в нашей стране понятие "уважение" идёт рука об руку со страхом. На детей, которые имеют смелость вести себя не совсем так, как хотели бы видеть их взрослые родственники, принято "искать управу", чтобы "приструнить". И вообще, уважение рассматривается как односторонний процесс: дети должны уважать взрослых.

Проблема в том, что если они не чувствуют уважения в свой адрес, то и не могут испытывать его к другим. Особенно к тем, с чьей стороны уважения не получают.

Дети, воспитанные в авторитарных семьях, испытывают в дальнейшем сложности с самооценкой, с личными границами. Они боятся ответственности, принятия решений.  У них бывают комплексы и тревожные состояния.

Таким образом, уважение – это не то, что нужно привить ребёнку. Это то, чему учатся на личном примере. Погруженный в атмосферу уважения, ребёнок тоже учится уважать окружающих и себя. Он растёт более уверенным в себе и в собственной безопасности, более счастливым.

Уважение и младшие школьники

-2

В возрасте 6 – 8 лет ребёнок проходит важный этап в своей жизни. Начало школы. Первые уроки и оценки, первые успехи и неудачи. Он начинает понимать, что означает "делу время, а потехе час".

Для кого-то этот период больших открытий проходит легко, другие адаптируются болезненно. Часто он сопровождается конфликтами с родителями по поводу выполнения домашних заданий и успеваемости.

Родители для младшего школьника – самые значимые взрослые, обладающие беспрецедентным уровнем авторитета. Он старается их не огорчать плохим поведением и оценками. Но не всегда это получается, поэтому неудачи он может глубоко переживать.

Родителям младших школьников важно помнить, что сейчас детям нужна их поддержка, а не критика и воспитательные процессы. Непослушание – не признак неуважения, а следствие того, что ребёнок отвлёкся и забыл, о чём его предупреждали. В этом возрасте особенно важные моменты лучше проговорить несколько раз.

Старайтесь мотивировать на учёбу не аргументом "потому что так надо". Лучше заинтересовать, продемонстрировав причинно-следственную связь между знаниями, полученными в школе, и их практическим применением.

Как мы можем проявлять своё уважение к младшему школьнику?

- Доброжелательно интересуясь, как прошёл день, без допросов с пристрастием.

- Не обесценивая его достижения и неудачи ("Пятёрка в первом классе за палочки и крючки – это ерунда, ты попробуй ещё без ошибок писать!").

- Учитывая пожелания ребёнка при организации его досуга (кружки, спортивные секции, музыкальная школа и т.д.).

- Доверяя ему небольшие домашние поручения.

- Интересуясь тем, что он рассказывает, не отмахиваясь от его вопросов.

Важно приучить себя стучаться прежде, чем войти в его комнату. Так мы проявляем уважение к личным границам ребёнка.

9 – 11 лет: завоевать уважение

-3

Ребёнок взрослеет и активно социализируется. Всё большее место в его жизни занимают друзья, и может показаться, что их мнение для него становится важнее мнения родителей.

В такие моменты иногда родители сетуют: ребёнок совсем от рук отбился, уважение потерял. И стараются его удержать, ограничивая общение с нежелательными друзьями.

На самом деле в этот период для ребёнка важна социальная составляющая жизни. Он стремится завоевать авторитет среди сверстников, ищет общения с единомышленниками, с которыми можно обсудить любимую игру или фильм. Родители не могут заменить друзей. У них другая роль. Важная, но другая.

Если вы действительно считаете, что у ребёнка плохой друг, ультимативная форма здесь не подойдёт. Вы продемонстрируете неуважение к ребёнку, и тем самым пошатнёте уважение и доверие к себе. Поддерживайте контакт, общайтесь. Постарайтесь больше узнать про нового друга и его семью. Спокойно без обвинений обсудите те поступки нового друга, которые считаете неправильными, и чем это чревато. Не решайте за ребёнка, продолжать ли ему это общение, но помогите ему сформировать более полную, объективную картину происходящего.

Ребёнок этого возраста болезненно воспринимает, когда его перед знакомыми, а тем более перед друзьями, выставляют в невыгодном свете. Например, прилюдно делают замечания или припоминают прежние промахи, ошибки.

Поэтому очень важно сейчас проявлять уважение:

- не командовать, не указывать, что делать;

- все замечания и критику высказывать с глазу на глаз в мягкой, деликатной форме;

- предоставлять право выбора в вопросах, касающихся непосредственно его самого (в какую секцию записаться, как провести день рождения, кого пригласить, выбор гардероба);

- не нарушать личное пространство;

- не читать личную переписку;

- не обесценивать достижения и переживания, уважать право на эмоции и чувства.

От вашего уважения зависит внутреннее самоощущение ребёнка, то, насколько он открыт миру, какое отношение к себе ждёт от окружающих. Спокойный и уверенный ребёнок легче находит друзей и завоёвывает авторитет сверстников.

Уважение и переходный возраст

-4

В 12 – 14 лет происходит особенно интенсивный рост. В это же время развивается абстрактное и критическое мышление и происходит масштабная переоценка ценностей.

Подросток перестаёт уважать взрослых просто за то, что они старше и сильнее. Если авторитет родителей держался на страхе, он неизбежно рухнет.

Переходный возраст – это проверка ваших отношений на прочность. Если ребёнок чувствует поддержку, любовь и уважение, ему легче пережить сложный период, когда всё (даже он сам) меняется. Он будет находить в семье островок стабильности, тянуться к близким и доверять.

Если же, окинув всю свою прежнюю жизнь критическим взглядом, он обнаружит, что им помыкали, унижали, обманывали, что родители не смогли стать для него действительно близкими людьми, он почувствует себя одиноким и несчастным. В этом случае ребёнок может уйти в отрицание всех ценностей, которые ему прививались силой. Либо будет искать компанию таких же, как он, недолюбленных, обиженных, несчастных. Такие дети подвержены вредным привычкам и легко попадают под дурное влияние из чувства противоречия.

Уважение и поддержка – то, что необходимо подростку. Как мы можем это проявить?

- Разговаривая и внимательно слушая.

- Воздерживаясь от непрошенных советов и критики из серии "я же говорила!".

- Доверяя, предоставляя больше свободы.

- Принимая ребёнка таким, какой он есть, не пытаясь переделать, принимая его мнение по тому или иному вопросу, его выбор.

- Учитывая его мнение при решении общесемейных вопросов.

- Не навязывая помощь, точку зрения, собственную компанию.

Ещё один взрослый в вашем доме

-5

Когда подростку 15 – 18 лет, пик переходного возраста уже позади. Это уже почти взрослый человек с уже сформированным отношение к себе и окружающим, со своим взглядом на жизнь, со своими ценностями. Но он ещё больше нуждается в уважении, признании и свободе.

Взрослого ребёнка угнетает контроль. Он может болезненно воспринимать внезапные расспросы, ограничения и запреты. Это возраст, когда ребёнок нуждается в свободе, и пора постепенно её давать параллельно с ответственностью. И это тоже проявление уважения к нему.

Подросток может быть слишком зациклен на себе и недостаточно внимателен к членам семьи. Он открывает новые стороны жизни, и собственные чувства и эмоции могут заботить его больше, чем чувства других. Это может быть воспринято окружающими как неуважение с его стороны. На самом деле он привыкает к своему новому состоянию. Не стоит упрекать в этом, но следует дать понять, если он перешёл границы.

Как проявить уважение к подростку?

- Не вторгаясь в личное пространство, личную жизнь.

- Не критикуя и не поучая.

- Доверяя.

- Предоставляя право выбора (с кем общаться, в какой ВУЗ поступать, как выглядеть).

Заключение

Изначально ребёнок уважает родителей. Потому что это те самые могучие взрослые, которые могут его, маленького и беззащитного, спасти от разных бед. Потому что слишком сильно он от них зависит.

-6

Что может пошатнуть уважение к родителям:

- несоответствие слова и дела (например, когда учат, что врать – плохо, а сами при ребёнке обманывают начальника по телефону, сказавшись больным);

- несдержанные обещания;

- обман;

- манипуляция чувствами;

- унижение и высмеивание ребёнка и/или его чувств, обесценивание;

- завышенные ожидания и требования.

Важно помнить: то, как мы относимся к ребёнку, закладывает для него модель нормы поведения к нему окружающих. Если его унижали и обесценивали самые близкие люди, он вырастет неуверенным в себе, зависимым от чужого мнения и похвалы, и с большой вероятностью будет допускать и дальше неуважительное к себе отношение.

Если ребёнок рос в атмосфере любви и уважения, он не будет стараться всеми силами заслужить чьё-то одобрение. Он будет более уверенным, чувствующим личные границы и не допустит их нарушения и неподобающего отношения к себе.

Уважение в ребенке не нужно как-то по-особенному взращивать и воспитывать. Достаточно сформировать в семье соответствующую атмосферу, и ребёнок сам к ней адаптируется и её впитает. И на уважение со стороны взрослых ответит взаимностью.

Автор статьи: SKILLARY - интерактивный сервис с квестами для детей 6 - 12 лет. Помогает сделать телефон полезным инструментом и направить энергию ребенка в саморазвитие и полезные привычки.