"Понедельник - день бездельник", - все, наверное, слышали такое выражение. Но есть и еще одно выражение. Обычно по сложившейся исторической традиции оно цитируется в итальянском переводе. "Dolce far niente", перевести которое можно как "сладкое ничегонеделание". Говорят, что впервые его использовал Плиний Младший еще в 1 веке н.э.
Какое замечательное сочетание слов - приятное ничегонеделание! Кто же этого не любит? Хотя для некоторых это сложная задача - ничего не делать и получать удовольствие.
Как бы там не было, но многие художники неоднократно изображали "сладкое безделье" на своих картинах.
Заинтересовалась я этой темой, когда увидела картину Джона Уильяма Годварта "Dolce Far Niente".
От картины так и веет покоем. Молодая женщина лежит, свернувшись калачиком, на мягких шкурах у пруда с лилиями. И ничего не делает! Колорит картины дает понять, что стоит теплая погода. Женщина расслаблена и наслаждается сладким бездельем.
Возможно, вскоре на неё навалятся заботы, позовут дела, но сейчас она в состоянии "Dolce Far Niente". И её ничто не беспокоит.
Потом в моей виртуальной коллекции картин появились и другие на эту тему.
Английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов, Уильям Холман Хант на картине "Dolce Far Niente" изобразил свою любимую модель Энни Миллер.
Женщина в расслабленной позе сидит на кресле. Голова её наклонена, руки спокойно лежат на коленях.
И хотя изображение плотно сжато, словно упаковано в рамки картины, оно несет в себе роскошное, сладострастное ощущение, соответствующее названию картины.
Джону Уильяму Годварту, видимо, нравилась тема сладостного безделья. Поэтому существует еще несколько картин художника с подобным названием.
Художник снова представляет нам лежачую даму на меху, закутанную в богатые полупрозрачные ткани, ничем особенно не занятую. Атмосфера роскоши необходима для изображений, я полагаю, потому, что богатые могли позволить себе праздность, культивируемую с таким великолепием.
Эту свою прекрасную девушку художник поместил на террасу. За её спиной цветущий сад и голубое море. О, как бы я сейчас хотела оказаться в таком месте.
Поза лежащей женщины - идеальный вариант для картин на тему сладостного ничегонеделания. Английский художник Джон Уильям Уотерхаус для своей картины выбрал образ лежащей женщины.
Она лежит на софе, в руке у неё веер из перьев павлина. Идеальный выбор для изображения тщеславия, с которым могут ассоциироваться сюжеты картин.
Кстати, веера часто встречаются на картинах на эту тему. Вот и Джон Уильям Уотерхаус на другой своей картине изобразил лежащую женщину (сейчас уже на полу) с веером.
Американский художник Фредерик Артур Бриджмен своей картиной показал, что "Dolce Far Niente" можно предаваться не только в роскошном доме, но и в саду, среди цветов.
А гамак идеальное место для полного расслабления. Как на картине британского живописца Валентина Принсепа.
Если предыдущие показанные мной картины только дают возможность наслаждаться красотой и праздностью, то картина шотландского художника Уильяма Кюллер Орчардсон дает зрителю уже некоторую историю.
Хотя на картине Орчардсона и присутствует "отличительный знак" - веер, но она предлагает нам определенный сюжет. Девушка, до того как придаться сладостному безделью, читала книгу. Что-то заставило её отбросить книгу в сторону. В какие мечты она обратила свой взор?
Похожий сюжет и на картине французского художника Огюста Тулмуша.
Чтение книги помогло девушке погрузиться в грезы, унестись в мечтах и предаться сладостному ничегонеделанию.
Если вы думаете, что "сладкому ничегонеделанию" подвержены только лица женского пола, то вы ошибаетесь. Мужчины тоже не прочь расслабиться и предаться безделью.
На картине немецкого живописца Франца Ксавьера Винтерхальтера как раз запечатлен такой момент.
На картине изображен момент, когда безделью (сладостному) предаются и мужчины, и женщины. Закончен рабочий день, выполнены задачи и можно посидеть на завалинке, поболтать, попеть, насладиться отдыхом.
Так что с понедельником вас! И наслаждайтесь почаще сладостным ничегонеделанием!