Найти тему

Появление целенаправленного воспитания.*

Как уже было сказано, воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека. Воздействие может быть искусственным, продуманным и спланированным, но чаще является скрытым и несознаваемым человеком или обществом. Причем, как воспитывающей, так и воспитываемой стороной.

Спланированное воздействие имеет совершенно четкую цель построения определенной личности. Иное – цели в обычном понимании не имеет, но имеет стабильный результат, который для наблюдателя «со стороны» часто будет закономерным.

Воздействие-воспитание может реализовываться двумя путями: формально-искусственным и неформально-естественным.

Появилось воспитание тогда, когда появилось общество, как группа людей. Раньше его не могло быть по определению.

Первобытное общество.
Первобытное общество.

Первобытнообщинный строй характеризовался возникновением самых простых общественных, производственных и экономических отношений между близких к животному состоянию людей. Например, люди нуждались в обществе, потому что в одиночку просто невозможно было добиться регулярного результата на охоте, не говоря уже об элементарной безопасности. Пока отношения между людьми оставались на элементарном уровне, достаточно было «воспитания в широком смысле». Если можно так сказать, «социализации». Потому что такая «социализация» по типу «смотри на меня и делай как я» в природе очень широко распространена и люди тут лишь одни из многих. Но вместе с усложнением этих отношений появилась насущная необходимость в целенаправленном воспитании. Понадобилось добиваться от детей такого поведения, которое простым примером не усваивается. Во многом, хотя и не во всем, это было продиктовано острой необходимостью в передаче знаний. Те же внимание и способность концентрироваться на одном вопросе не являются в достаточной мере врождёнными качествами, их необходимо развивать и тренировать – воспитывать.

С началом формирования способов и механики обучения стал оформляться и механизм целенаправленного воспитания. Эти процессы разворачивались в молодом обществе почти параллельно, но все же воспитание шло чуть впереди. Со сменой поколений из всего этого «бульона» «выварились» определенные общественные нормы и правила, ставшие основой того, что мы называем моралью и приличиями. Сегодня они в меньшей степени требуют целенаправленного воспитания, достаточно обычной социализации, массового примера. Но не могло не быть времени, когда на их интериоризацию, «овнутрение» ребенком воспитатель уделял очень много сил.

В 1991 году палеонтолог Леонид Калистратович Габуния с коллегами нашел черепа древних людей, датированные 1, 7 млн. лет. Находка была сделана в Юго-восточной Грузии, в средневековом замке Дманиси. Один из черепов отличался от других находок тем, что на нем полностью заросли швы и ячейки для зубов[1]. Дело в том, что дети рождаются с черепом, имеющим несколько подвижных костных пластин, соединенных между собой «родничками» (подвижные хрящевидные образования). В силу такой структуры костные пластины могут смещаться при прохождении головы ребенка по родовым путям. После рождения роднички окостеневают и превращаются в швы. Заканчивается это во второй половине жизни человека (от 50 до 80 лет у современного человека). Кроме этого, зубные ячейки данного черепа полностью заросли, что говорит о выпадении зубов при жизни. Все это позволяет сделать вывод о том, что череп принадлежал старому человеку.

Руины замка "Дманиси".
Руины замка "Дманиси".

Кроме этой находки, есть и другие, датированные разными периодами в диапазоне от нескольких сотен до миллионов лет. По ним можно сделать такие же выводы о том, что забота о старейших представителях племени не является единичным примером. И, что важно, об имеющейся внутривидовой агрессивности (хотя это предполагается априори). Например, на одном из черепов имеются следы серьезного изменения лба, что, скорее всего, является следствием удара. Самостоятельно выжить раненый не мог.

Простая логика позволяет понять, что человек не смог бы дожить до преклонного возраста без опеки других людей в первом случае и не смог бы жить вообще во втором. Такая опека, в свою очередь, невозможна без морали. И основанием такой морали, скорее всего, была необходимость сохранять наиболее опытного члена коллектива, что мы часто можем встретить и у зверей по данным этологии. Именно он – старейший член – является главным носителем знаний о всевозможных опасностях, угрожающих первобытному обществу. А кроме того, старые члены коллектива могут выполнять роль воспитателей и присматривать за детьми в то время, как все молодые заняты важными заботами выживания – модель, не сильно изменившаяся и к нашему времени.

Родившись вместе с обществом, феномен воспитания начал развиваться через разрешение жизненно важной задачи обеспечения устойчивого существования этого общества. Далее его развитие вероятно прошло через также жизненно важную необходимость заботы о детях и стариках. А позже, путем простого перенесения модели поведения, и о раненных с больными.

Дальше воспитание эволюционировало через усложнение механизма обучения. Появившееся разделение труда, например, на труд охотников, хранителей огня, тех, кто заботится о детях и т.д. требовало специализации знаний и усовершенствования механизмов их передачи. Раньше они передавались скорее неосознанно, при помощи наблюдений обучающегося за жизнедеятельностью умеющего.

Можно привести в пример крупное массовое захоронение в шахте (Испания, Атапуэрка, Сима де лос Уэсос, 430 тыс. лет назад). В захоронении, среди прочего, найден череп с двумя дырами совершенно точно нанесенными тупым орудием. Кроме этого, найдено единственное рубило, которое, скорее всего, сбросили в шахту в знак уважения к умершему. О том, что такие действия уже являются элементом некоторой религиозности мы поговорим позже. Сейчас важно другое – то, что изготовление подобных орудий (а орудие оказалось уникальным) не могло быть легким, массовым и поставленным на поток делом. Научиться подобному невозможно не имея цели. Такая цель просто обязана быть со стороны обучающегося. И, тем более, со стороны учителя должна быть цель обучить человека.

Археологи в шахте. Испания, Атапуэрка, Сима де лос Уэсос.
Археологи в шахте. Испания, Атапуэрка, Сима де лос Уэсос.

Необходимо ответить на вопрос о том, при помощи чего учитель реализовывал свою цель и о том, какие мотивы двигали учеником.

Повторимся, что ранее, в период, когда специализации и разделения труда не было, а знание носило целостный и довольно простой характер, методы обучения были значительно проще. Какими они были?

Во-первых, с рождения присущая человеку (а, может быть, и не только) жажда познания выражалась в подражании. Во-вторых, люди, присматривающие за детьми, направляли этот процесс при помощи методов физического принуждения. Как это выглядело? Отталкивание, устранение (ребенка просто уносили), удержание – все это можно и сегодня увидеть там, где воспитываются малые дети. Причем, нет разницы – люди это или животные. Осознанные удары (подробнее об этом позже) детей и вообще настоящая, а не «педагогическая» агрессия по отношению к детям практически полностью исключены везде. Подробно с механизмами таких запретов и историей их возникновения советую ознакомиться в работах этологов, в частности, в «Агрессии» Конрада Лоренца. Сейчас приведу лишь отрывок из этой книги:

«Наш общий с шимпанзе предок наверняка был по меньшей мере так же предан своему другу, как дикий гусь или галка, а уж тем более волк или павиан; несомненно, что он с таким же презрением к смерти был готов отдать свою жизнь, вставая на защиту своего сообщества, так же нежно и бережно относился к молодым сородичам и обладал такими же запретами убийства, как и все эти животные».

Кроме методов физического принуждения мог использоваться естественный страх перед резкими звуками – детей предупреждали рыком и уханьем.

Если же ребенок был не в состоянии усвоить такие азы межличностного взаимодействия или взрослый не успевал среагировать, в дело вступал естественный отбор. Попросту говоря, такой ребенок не выживал.

Со стороны воспитанника процесс обучения обеспечивался, как сказано выше, природной склонностью к познанию, страхом перед крайне наглядными угрозами со стороны окружающего мира, подчинением «воспитателю» и давлением общественного отношения к данной ситуации. Под общественным отношением я имею в виду то, что окружающие считали, видимо, любые действия воспитателя верными. Кроме совсем уж нездоровых проявлений. А точнее, действия даже под вопрос вряд ли ставились. Если бы это было иначе, то община не тратила бы огромное количество сил на поддержание жизни неспособного к самообеспечению человека. Но о "воспитательной среде" мы подробнее поговорим позднее.

Далее усложнялись орудия производства, со временем появлялись недоступные ранее навыки: обработки материалов, изготовления орудий охоты, самой охоты с использованием орудий, обращения с огнем, а потом и добычи огня, термической обработки пищи.

Около 60 тыс. л. н. наши предки начали осваивать искусство врачевания. Находка скелета древнего человека в Ираке (Шанидар IV) ясно указывает на это. Человек был засыпан в могиле лечебными цветами.

-4

Около 16 тыс. л. н. мастер мог изготовить ожерелье из редких клыков благородных оленей, которые помимо всего прочего обитали далеко от его места жительства. Ожерелье изготавливалось годами, а может быть и десятилетиями и насчитывало около 70 просверленных кремневым острием клыков. Найдено ожерелье во Франции, в погребенье Сен-Жермен-ля-Ривьер.

Около 14 тыс. л. н. научились выскабливать кариес с зубов при помощи кремниевой пластины.

Около 11 тыс. л. н. выращивать растения и животных.

Очевидно, что все это не могло обеспечиваться прежними механизмами воспитания. Усложнение и увеличение количества и структуры необходимых к передаче знаний было просто невозможно без специальной работы с психикой и привычками, с поведением ученика, без специальной подготовки его эмоционально-волевой сферы. Так что же изменилось после разделения труда?

В ногу со временем развивался и структурно усложнялся механизм обучения, переносясь в рамки узкой специализации. В связи с этим, а также с ростом численности общины проявились первые конкретные контуры учителя, как субъекта, целесообразно воздействующего на объект, передающего полученные от предков знания. Я имею в виду не первого «массового воспитателя», передающего самые простейшие навыки выживания в роли которого скорее всего выступал старый член общества. Речь идет о первых учителях, появившихся вместе с разделением труда. Иначе все вышеперечисленное было бы просто невозможно. Невозможно передать все знания о лекарственных травах, местах их произрастания, времени сбора и т.д. походя. Этим необходимо заниматься долго и всерьез, проверяя результат, отслеживая прогресс. И передавать не кому попало, а тому, кто более всех остальных проявил определенные личностные качества и черты характера. Например, тому, кто лучше других запоминает ученье, преподаваемое «массовыми воспитателями». Такой ребенок, очевидно, будет более покладист, сможет немного дольше чем сверстники концентрировать внимание и т.д. Необходимость передачи знания естественным образом привела к элитарности обучения, – выбирали способнейших – к появлению зачатков искусственного отбора. Человек впервые «заглянул на кухню» эволюции, скорректировав отбор естественный.

Выводы

Воспитание, как явление начало формироваться вместе с формированием первобытного общества. Можно утверждать, что это единый процесс.

Начавшись как зародыш будущей социализации, как элементарное подражание, воспитание не было осознанным и целенаправленным, хотя у него и был конкретный результат. Далее феномен воспитания развивался в условиях общественной заботы о детях, стариках и больных. Следующим шагом стало качественное усложнение, как ответ на необходимость передачи знаний (обучения) в условиях разделения труда. Примерно в этот момент можно предполагать формирование воспитания в том смысле, в котором его понимают сегодня – целенаправленного воздействия на ребенка.

Методами воспитательного воздействия были: физическое воздействие (принести, отвести, оттолкнуть, покормить, искупать и др.), использование врожденного любопытства, психическое воздействие (страх перед опасностью, трепет перед возбужденным взрослым и др. – весь «спектр страха»).

[1] Габуния Л., Векуа А., Лордкипанидзе Д. Новые находки костных остатков ископаемого человека в Дманиси (Восточная Грузия) // Археология, этнография и антропология Евразии, 2001, 2(6), с.128-139.

Все части по порядку:

"Факторы воспитания".

"Воспитание - дело ясное?"

"Воспитание и государство".

"Противостояние детского и взрослого обществ".

"Передовая педагогическая техника".

"Промежуточные вехи в разговоре о воспитании".

"Личность Макаренко".

"С каким обществом столкнулся Макаренко?"

"Как подчинить себе коллектив?"

"О том, как разрушить коллектив школьников".

"Воспитание и общественное устройство".

"Революционность воспитания".

"Появление целенаправленного воспитания".