22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война, в ходе которой Ленинград был взят в кольцо Блокады, а все знаменитые пригороды были оккупированы на два с половиной года оккупированы немцами. 23 сентября 1941 года немцы войдут в Петергоф. Согласно плану Гитлера Ленинград должен был быть захвачен за месяц - к 22 июля 1941 года. Но этим планам не суждено было сбыться потому что немцы задержались на Лужском оборонительном рубеже на три с половиной недели.
Все это время Ленинград и его пригороды готовились к обороне и эвакуации. План эвакуации был разработан еще в 1936 году и многое удалось спасти именно благодаря этому. Но немцы стремительно приближались, а рук и транспорта не хватало. Петергоф в годы войны потерял намного больше, чем все остальные пригороды.
Для начала нужно было определить, что должно быть вывезено в первую очередь. Из всех скульптур Большого Каскада самыми ценными были работы известных скульпторов: Козловского, Шубина, Мартоса и других. Знаменитый “Персей” скульптора Щедрина был доставлен в Исаакиевский собор, где благополучно сохранился. Остальные были упакованы в ящики, но в тыл их вывести не успели и всю Блокаду они простояли на товарной в конце Московского вокзала.
Никто не мог представить, что фашисты войдут в Петергоф. Дворцы готовили к защите от бомбежек и артобстрелов - заклеивали окна, тканью завешивали стенные панно, чтоб их не повредило осколками. Сотрудницы Большого Дворца снимали со стен картины, упаковывали хрусталь, фаянсовые и фарфоровые сервизы, люстры и так далее. Из более 4000 экспонатов, составлявших коллекцию Большого Петергофского дворца, спасти удалось половину. Они были вывезены в Новосибирск и Саратов. Остальные экспонаты вывести не удалось, так как начались ожесточенные бои за Петергоф.
Подготовленную к эвакуации скульптуру спрятали под Большим Дворцом в тоннели западнее Большого грота, выход из которого был заделан бревнами и досками, а также засыпан землей и обложен дерном. Самые крупные скульптуры: “Самсон”, “Тритон”, “Нева”, “Волхов” - бесследно исчезли.
Мраморная скульптура из-за своей хрупкости и тяжести была закопана в земле, недалеко от места своего постоянного нахождения. Некоторые скульптуры так и не были найдены немцами и после окончания войны снова заняли свои места в Петергофе. Всего на территории парка было спрятано 55 скульптур.
Свидетелей разрушения Петергофа нет, так как всех жителей успели вывезти. Никакой информации о потерянных ценностей найти не удалось. Единственное, что было установлено, что в день захвата Петергофа Большой Дворец загорелся от снаряда попавшего в Корпус "под гербом". Немцы запретили тушить этот пожар и все жители, покидающие город наблюдали за этим.
Заняв город, немцы превратили его в особо укрепленный пункт. Повсюду были противотанковые укрепления, рвы, окопы, колючая проволока и воронки от взрывов. С Петергофа немцы вели обстрел по Ленинграду, Кронштадту и кораблям Балтийского флота, также отсюда минировался фарватер Финского залива.
После освобождения Петергофа в Фермерском дворце (парк Александрия) был обнаружен макет оборонительных сооружений и огневых точек. На этом макете все береговые дворцы Петергофа были обозначены, как опорные узлы. В Монплезире и Эрмитаже были доты (пулемётное или артиллерийское оборонительное сооружение). На даче Николая II и Фермерском дворце были штабы, в Коттедже - госпиталь.
Петергофский собор был затянут проводами - там был корректировочный пост.
Монплезир был частью оборонительного узла, на его террасе была огневая точка - крупнокалиберный пулемет направленный в сторону залива. В этом дворце фашисты устроили караульное помещение с нарами. Для их обустройства были изуродованы стены дворца. Для отопления здания немцы использовали железные буржуйки, трубы которых вывели через камины. Художественная лепка каминов была уничтожена. Топили всем, что могло гореть - оконные рамы, дубовая обшивка, паркеты и панно.
Немцы считали, что советские войска не станут бомбить постройки Петра I. Но 17 ноября 1941 года Сталин издает указ об уничтожение Петергофа. Днем и ночью истребители и бомбардировщики бомбили город.
У фашистов были задачи уничтожить культуру России. Фонтан “Сноп”, который Петр I называл “фонтан номер I” был разбит на части.
14 января 1944 года началась операция по снятию Ленинградской Блокады. К 19 января наши войска вошли в Петергоф, немцев здесь уже не было. Все, кто увидел Петергоф, были в шоке, вместо прудов были котлованы, повсюду мины, провода, огромный противотанковый ров перерезал весь парк. Скульптур не было, из Верхнего сада исчез “Нептун” и фонтаны “Дубок”, “Зонтик”, “Фаворитка” были уничтожена полностью. Большой Дворец лежал в руинах без полов и потолков. Уходя, фашисты намеренно минировали дворцы и фонтаны. Был взорван Львиный Каскад, от него осталась всего пять колонн, бомба замедленного действия была и во дворце “Марли”.
Парк был практически уничтожен, его восстановление казалось невозможным. Помимо, фонтанов и дворцов была уничтожена инженерная составляющая фонтанов, были срезаны и увезены трубы фонтанного водовода. В Большом ковше валялся мусор.
На месте Петергофского парка хотели создать парк “Культуры и Отдыха” и дома отдыха. Но благодаря сотрудникам ленинградских музеев было принято решение восстановления парка. По приказу Сталина сразу после войны началась реставрация. В 1947 году был вновь пущен фонтан “Самсон”. К настоящему моменту восстановление Петергофа завершено.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Петергоф. Первая загородная резиденция вблизи Санкт-Петербурга. Период Петра I
Дачи в 19 веке в Санкт-Петербурге и Петергофе.
Готическая капелла в Александрии. Церковь в честь святого князя Александра Невского в Петергофе.Петергоф в годы Великой Отечественной войны. История уничтожения царской резиденции
Дворец "Коттедж" в Александрии. Где была счастлива императрица Александра Федоровна?
“Коттедж” в Александрии. Второй этаж дворца. Жилые покои Николая I и его детей.
Фермерский дворец в Александрии. Любимый дворец Александра IIЧто посмотреть в Нижнем парке в Петергофе за один день?
Дворцовые конюшни в Петергофе. Готические конюшни Бенуа
Царицын и Ольгин павильоны в Петергофе.
Интерьеры анфилады официальных парадных залов Большого Петергофского дворца.