Мы уже писали об истории создания Большого Петергофского дворца. Подробнее об этом Вы можете прочитать в нашей статье. Сегодня мы поговорим о парадной анфиладе залов дворца.
И начнем мы с великолепной Парадной лестницы, которая была выполнена архитектором Ф.Б. Растрелли. Лестница поражает обилием золота и изяществом итальянской росписи.
В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы. Те предметы отделки, которые чуть темнее являются оригинальными и сохранились с середины 18 века.
На верхней площадке расположены четыре скульптуры девушек, которые олицетворяют времена года: зима, весна, лето и осень.
Ступени Парадной лестницы ведут во второй по величине среди залов дворца - Танцевальный зал. Он также оформлен в стиле Елизаветинского барокко. Площадь зала чуть больше 270 м2 и наряду с Парадной лестницей - это блистательное воплощение таланта архитектора Растрелли. В зале все создано для того, чтобы зритель восхитился красотой чертога императрицы Елизаветы Петровны.
Надо отметить, что золота, как металла здесь не так много, как кажется. В основном, все детали выполнены из дерева и покрыты чрезвычайно тонким слоем сусального золота. Толщина такого золота меньше толщины человеческого волоса.
Будучи итальянцев Ф.Б. Растрелли любил дополнять залы предметами красочной итальянской живописи. Плафон в танцевальном зале был выполнен итальянским художником Бартоломео Тарсия. А миниатюрные композиции-тондо над зеркалами - это работа художника Джузеппе Валериани.
К сожалению, после Великой Отечественной Войны большую часть этих живописных работ пришлось воссоздать. Работы по восстановлению выполняли реставраторы - Любимов, Корбон, Никифоров. Отличить спасенные холсты от воссозданных практических невозможно.
При Екатерине Второй залы выполненные Ф.Б. Растрелли становятся не модными и их начинают переоформлять. Сейчас сложно представить, что соседствующие залы раньше были выполнены в одной стилистике.
Оставляя Танцевальный зал мы попадаем в Чесменский зал. Благодаря таланту Ю.М. Фельтена появляется высокий, белый лепной декор, характерный для классицизма. Декор сделал зал более возвышенным, но по настроению более холодным. И эту холодность компенсировала живопись на стенах.
Стены украшают полотна, выполненные немецким художником Якобом Филиппом Хаккером. Все картины Чесменского зала подлинные, они были спасены в годы Великой Отечественной войны. По воле Екатерины II Хаккер проиллюстрировал уникальную военно-морскую победу России - Чесменскую победы времен очередной русско-турецкой кампании. Триумф был одержан в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. В маленькой бухте Чесма, которая находится недалеко от Стамбула, 30 российский кораблей уничтожили порядка 80-ти кораблей неприятеля. За одну ночь Османская империя лишилась всего флота.
Именно здесь гости ожидали начала аудиенции императрицы, а сама аудиенция происходила в следующем - самом большом зале дворца.
Площадь Тронного зала чуть больше 330 м2 и он также был переоформлен для Екатерины Великой. Это угадывается по высоким белым лепным деталям на стенах, по люстрам и живописи. На самом видном месте на западной стене располагаются четыре больших батальных полотна кисти английского Ричарда Петона. Они также посвящены Чесменской победе.
Зал украшают портреты Петра I и императриц Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. А центральное место в зале занимает портрет Екатерины Великой. Холст написан датским художником В. Эриксеном. Екатерина в мужском военном мундире возвращается во главе гвардейский полков из Петербурга в Петергоф. После успешного осуществления дворцового переворота.
Тронное кресло перед портретом выполнялось по меркам, снятым еще с Петра I. А вот скамеечка для ног выполнялась уже для Елизаветы Петровны.
Следующий небольшой зал был выполнен Ф.Б. Растрелли. Аудиенц зал также подчеркивает традиции Елизаветинского барокко. В этом зале особенно заметен оптический эффект, достигнутый Растрелли за счет расположения зеркал напротив друг друга. Этот трюк делает залы визуально больше.
Из Аудиенц зала мы переносимся в Белую столовую, которая снова выполненного в стиле раннего классицизма. Назначение Белой столовой можно понять по керамическому сервизу на столе. Сервиз выполнен английским мастером-керамистом Джозайя Веджвудом. В последствии его работы стали очень высоко цениться по всему миру. Екатерина II получила сервиз в 1779 году и он включал в себя около 1500 предметов.
Именно здесь находится самая большая люстра во дворце. Люстра выполнена в середине 18 века.
Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.
За столовой следует Западный Китайский кабинет. Интерьер этой комнаты столь небольшой, что кажется волшебной маленькой шкатулкой. Кабинет был выполнен для Екатерины II по проекту французского архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота. Это место, где Екатерина II могла похвастаться своей коллекцией китайского фарфора.
Паркет в этом помещение выполнен более чем из 10 пород дерева. На стенах кабинета висят лаковые панно, украшенные росписью по черному лаку золотом и серебром.
Из Китайского кабинета мы попадаем в Картинный зал. Стены зала украшают 368 живописных работ, выполненные одним художником - итальянским графом Пьетро Антонио Ротари. Его автопортрет также представлен в зале.
После смерти художника Екатерина II приказала выкупить из его мастерской все находившиеся там работы. На картинах изображено всего лишь 10 женских лиц, а иллюзия многообразия создается благодаря тонкой игре с нюансом улыбки и взгляда.
Второе название зала - Центральный. Это объясняется видами, открывающимися через двери и окна, ведущие на балконы с южной и северной стороны.
Оставляя Картинный зал дворца, мы попадаем в Восточный Китайский кабинет, а из него в череду малых покоев.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Приватные дворцовые покои Большого дворца в Петергофе.
И обязательно ознакомьтесь:
Петергоф. Первая загородная резиденция вблизи Санкт-Петербурга. Период Петра I
Усадьба "Знаменка" в Петергофе. Знаменский дворец
Бельведер в Петергофе. Великолепный дворец в Луговом парке.
Дворец Лейхтенбергских в Петергофе (усадьба "Сергиевка").