В дворцово-парковых ансамблях пригородов Санкт-Петербурга есть не только всемирно известные дворцы, но и маленькие сооружения - павильоны. Они разнообразны и в них находились удивительные предметы искусства. И именно они составляли картину мира тех, кто обитал в этих комплексах.
Император Николай I нередко сам указывал садовникам, где прокладывать дорожки на Царицыном и на Ольгином острове. Когда-то на этом месте было охотничье болото, с оврагами и кустарниками. На месте болота выкопали пруд, но затем император дал новое распоряжение - насыпать в центре пруда искусственные острова. И уже через несколько лет архитектор Андрей Штакеншнейдер предоставил первый проект виллы на острове.
Николай Павлович и Александра Федоровна гостили в Пруссии у старшего брата императрицы. Кронпринц Фридрих Вильгельм показал им свои римские купальни и дворец Шарлоттенхоф. Скорее всего именно тогда у Николая Павловича появилась идея создать “островок Италии” в Петергофе.
В августе 1844 года великий князь Константин Николаевич записал в свое дневнике: “В воскресенье, шестого числа после обедни, папа подарил мама новый Царицын остров, а на нем греческий дом с бездною фонтанов”.
Мрамор в мозаике Царицына павильона лежал на полу комнаты одного из домов в Помпеях. В начале 19 века эту мозаику неаполитанский король подарил Наполеону, а он отправил ее супруге Жозефине в Мальмезон. Потом мозаику унаследовал внук Жозефины Богарне - Максимилиан Лейхтенбергский. А он стал супругом дочери Николая I - Марии Николаевны. И уже у своего зятя император приобрел мозаику для Царицына павильона.
Николай I постоянно вносил изменения в проект Штакеншнейдера. Менялось расположение перголы, фонтана, высота башни и даже расположение павильона.
В самом центре павильона А.И. Штакеншнейдер создает четырёхколонный римский атриум. По итальянской традиции над головой должно было быть открытое небо, но для погодных условий Санкт-Петербурга это не подходило. Архитектор закрыл атриум стеклянным потолком, который можно было раскрывать. В центре атриума был бассейн из голубого и розового мрамора и фонтаном.
Справа от атриума находится комната с тремя нишами, в которых установлены полукруглые синие диваны. В интерьерах павильона большое обилие цветного камня и мрамора в разных оттенках. Из этого камня выполнены колонны, камины, столики. В античном духе создавалась яркая и красочная роспись стен и потолков.
Кабинет Александры Федоровны находится в небольшой комнате, которая заканчивалась нишей с полукруглым диваном, который был отделан малиновым сукном. Из кабинета двери открываются в маленький внутренний садик, в котором находится два фонтана.
От четырех колонного портика к воде спускается каменная лестница, а открытая терраса упирается в воду. С другой стороны был собственный садик императрицы Александры Федоровны, в котором каждое лето цвела белая роза.
На Царицыном острове есть и свои руины. Это фрагменты мраморного убранства Исаакиевского собора, который был создан Ринальди.
На соседнем острове располагался Ольгин павильон, который сначала все называли итальянским домиком. Штакеншнейдер построил павильон к возвращению из Италии Александры Федоровны с дочерью Ольгой и ее свадьбе. Это был подарок императорской четы их дочери.
Башня с лестницами, которые спускались к воде и вели в сад напоминали великой княгине дни, когда она была в Палермо. Именно там она встретилась с будущим супругом - кронпринцем Карлом Вюнтенбергским.
К возвращению Ольги Николаевны берега острова укрепили и выложили камнем. Берега, по приказу императора, были засажены ивой.
Первый проект павильона не устроил императора. Он был слишком большим, а не уютным, как предполагал его Николай I. За архитектора даже пришлось вступаться великой княгине Марии Николаевне, которой Штакеншнейдер построил дворец в Санкт-Петербурге.
Павильон на Ольгином острове построили за два месяца. Но внутренняя отделка заняла намного больше времени. Ольгин павильон строился с 1846 по 1848 годы. К свадьбе дочери Николай I приказал затянуть стены недостроенного павильона тканью и расписать ее под штукатурку. После свадьбы Ольга Николаевна покинула Россию, а через два года, к первому приезду в Петергоф, отделка была завершена.
Нижние панели стен столовой были расписаны под мрамор. Камин и из белого и желтого мрамора был выполнен в мастерской итальянского скульптора Трискорни.
К столовой примыкает небольшая буфетная с посудой из приданого Ольги Николаевны. На втором этаже находится кабинет Ольги Николаевны из которого можно было выйти на балкон или по внешней лестнице спустится в сад. Кабинет обставлен мебелью русской работы середине 19-ого века.
Над кабинетом Ольги Николаевны расположен кабинет Николая I с очень скромным интерьером. Стены кабинета украшают картины с видами Италии.
В годы Великой Отечественной войны павильоны были разрушены. Долгое время они стояли в руинах и только недавно были открыты для публики.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
“Коттедж” в Александрии. Второй этаж дворца. Жилые покои Николая I и его детей.
Фермерский дворец в Александрии. Любимый дворец Александра II