Найти тему
AIRBORNE

Как не заблудиться на аэродроме?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

На крупных аэродромах, где бывает по 3-4 взлетно-посадочных полосы, несколько перронов и огромное количество рулежных дорожек и перемычек, заблудиться или просто пропустить нужный поворот проще простого, особенно в условиях ограниченной видимости. Однако такое происходит довольно редко, ведь пилотам помогают различные схемы, знаки и даже аэропортовая техника. Как это все происходит - разбираемся сегодня.

Маршруты руления

Как только самолет отбуксирован, двигатели запущены, все системы проверены, экипаж готов приступить к рулению. Для начала руления экипаж должен связаться с диспетчером руления, который выдаст экипажу маршрут руления до полосы:

-Внуково-Руление, Авиакомпания123, стоянка 47, разрешите предварительный ВПП 24.
-Авиакомпания123, Внуково-Руление, разрешаю предварительный ВПП 24 по Майк3, Альфа2.
-Предварительный ВПП 24 по Майк3, Альфа2 разрешили, Авиакомпания123.

*Если вы прочитали эти переговоры с диспетчером и ничего не поняли - ничего страшного, просто прочитайте эту статью про фразеологию радиообмена.

Маршрут руления от стоянки до предварительного старта ВПП 24
Маршрут руления от стоянки до предварительного старта ВПП 24

Маршрут руления, выдаваемый диспетчером, как правило, состоит из последовательности рулежных дорожек, которую нужно строго соблюдать, а также иногда маршрут руления может пересекать какую-либо взлетно-посадочную полосу или проходить прямо по ней.

Рулежные указатели

Для того, чтобы понять, на какой именно рулежке находится экипаж и когда ему необходимо свернуть на другую рулежную дорожку, необходимо уметь читать рулежные указатели.

Все рулежные указатели делятся на несколько групп, но мы рассмотрим самые основные для навигации по аэродрому:

  • Указатели положения: используются для обозначения рулежек и полос, на которых самолет находится в данный момент.
Рулежная дорожка «Альфа», ВПП 15
Рулежная дорожка «Альфа», ВПП 15
  • Указатели направлений: используются для указания других рулежных дорожек и ВПП на их пересечениях.
Рулежная дорожка «Альфа» - направо. Находимся на рулежной дорожке «Альфа», а перед нами пересечение с рулежной дорожкой «Эко»
Рулежная дорожка «Альфа» - направо. Находимся на рулежной дорожке «Альфа», а перед нами пересечение с рулежной дорожкой «Эко»

К примеру, пересечение рулежных дорожек будет выглядеть вот так:

Пересечение рулежных дорожек «Альфа» и «Чарли»
Пересечение рулежных дорожек «Альфа» и «Чарли»
  • Указатели ВПП: они расположены на рулежных дорожках, примыкающих или пересекающих ВПП, а так же на самой ВПП, если она пересекает другую ВПП.
Впереди ВПП 15-33
Впереди ВПП 15-33

А вот так это может выглядеть в комплексе с несколькими ВПП:

Пример расположения рулежных указателей вблизи ВПП
Пример расположения рулежных указателей вблизи ВПП

Более того, у каждого экипажа в сборниках аэронавигационной информации содержатся карты аэродрома с подробным описанием процедур, применяемых на этом конкретном аэродроме, в том числе процедур руления, а также карты с обозначениями всех рулежных дорожек, взлетно-посадочных полос, мест стоянок, терминалов, перронов и тд.

Карты из сборника аэронавигационной информации для аэродрома Казани
Карты из сборника аэронавигационной информации для аэродрома Казани

Кроме того, на некоторых воздушных судах (Boeing 777, Airbus A-350, Airbus A-380, МС-21, Airbus А-220 и других) есть возможность включать режим «карты» прямо на навигационном дисплее, где будет отображаться положение самолета относительно всех рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос в реальном времени. Такая функция очень сильно упрощает навигацию по аэродрому и является стандартом для современных самолетов.

Режим «карты» на Airbus A350. Фото: Just Planes
Режим «карты» на Airbus A350. Фото: Just Planes

Машина сопровождения

Когда дела становятся совсем плохи: видимость упала ниже некуда, да еще и ночь наступила, или когда всю маркировку и указатели рулежных дорожек засыпало снегом - на помощь приходит машина сопровождения, или как ее еще называют «Follow-me-car».

Машина сопровождения в аэропорту Пулково, Санкт-Петербург
Машина сопровождения в аэропорту Пулково, Санкт-Петербург

Водитель прекрасно знает весь аэродром, оснащен рацией для связи и хорошо осведомлен о всех «закрытых» для въезда рулежных дорожках и участках перрона, если такие есть. Задача экипажа при следовании за машиной сопровождения - следовать четко за машиной и сверяться со схемой аэродрома.

Однако, к сожалению, машину сопровождения не всегда используют по назначению. Очень часто бывает так, что ее отправляют на встречу только что приземлившегося самолета для сопровождения без запроса экипажа, при солнечной ясной погоде, прекрасно видимой разметке и указателях в аэропорту, где заблудиться просто невозможно, как, например, в аэропорту Перми (простите пермяки).

Схема аэродрома «Большое Савино», г. Пермь
Схема аэродрома «Большое Савино», г. Пермь

А счет за «предоставленные услуги» отправляется в авиакомпанию. Таким способом аэропорт зарабатывает себе дополнительные деньги.

Тем не менее, когда все работает как надо и в соответствии с процедурами, такая помощь действительно оказывается довольно полезной и востребованной.

——————————————————————

До новых встреч и хорошего полета!